Рассказ Мальчик у Христа на ёлке.
1. Какие переживания вызвал у вас этот рассказ? Ожидали ли вы
такого финала?
2. Что писателю создать в рассказе петербургский коло
рит?
3. Что говорит вам о мальчике то, как он называет продавщиц и
покупателей в кондитерской?
4. Понимает ли мальчик, что с ним происходит, что его ждёт? По-
чему вы так считаете? В какой момент вам стало ясно, что маль-
чик обречён?
5. Что говорит о людях их отношение к мальчику? Как вы считаете,
они злы, жестоки? Почему никто не мальчику, кроме жен-
щины, давшей копеечку? Для чего Достоевский включает в рас-
сказ этот образ?
6. Перечитайте описания ёлок у Христа и в одном из петербургских
домов. Чем эти описания принципиально отличаются друг от дру-
га?
7. Происходит ли чудо в этом рассказе? Обоснуйте свою точку зре-
ния,
8. Как связаны между собой первая и вторая части произведения?
Что изменится в понимании рассказа, если не прочитать первую
часть?
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Понимая, что, в случае, если обвинения призрака правдивы, долг сына - отомстить за отца, Гамлет решает устроить проверку матери, дяде и их сообщнику Полонию.
Для того, чтобы легче было это проделать, он притворяется сумасшедшим.
Кроме того, Гамлет прекрасно знает, что за сволочи его окружают, и предвидит, что, если призрак сказал правду, то следующим, кого захочет убить Клавдий, будет сам Гамлет. Ведь он - законный наследник престола.
Поэтому "безумие" Гамлета имеет и цель запутать Клавдия, показаться ему безобидным соперником.
Гамлет вынужден скрывать свою любовь к Офелии, чтобы вывести девушку из-под удара: если Клавдий поймет, что Офелия дорога принцу, то она тоже может стать жертвой. Но это не Офелию. Не выдержав творящегося вокруг ужаса, она сходит с ума и погибает.
А Гамлет до самого конца действует последовательно и разумно, несмотря на показное сумасшествие.
Кстати, и сумасшествие он симулирует не слишком успешно: умный Полоний довольно быстро понимает, что "в безумии Гамлета есть система", то есть его действия слишком уж последовательны, логичны и целенаправлены для психически больного.
С другой стороны, страшное напряжение, в котором постоянно находится Гамлет, убийства, которые он вынужден совершать, растущая уверенность в том, что мать оказалась предательницей по отношению к отцу, подрывают душевные силы Гамлета. Под влиянием эмоций он то и дело совершает поступки, о которых потом жалеет.
Гамлет рефлексирует, все чаще заводя депрессивные рассуждения о том, как мерзок окружающий мир и люди, его населяющие. В его разговорах постоянно звучат темы смерти, разложения трупов, и т. д.
Можно предположить, что, если бы Гамлет не погиб от яда во время дуэли с Лаэртом, то пережитое все равно оставило бы страшный след в его душе. Он никогда бы уже не был прежним Гамлетом.