Роки великі істина крає:
Кожного з нас Бог та Час обирає.
З першого кроку до віку старого
Кожен свою обирає дорогу.
Роки великі, довга дорога:
Втомлена старість, сум і тривога.
Роки великі, війни та голод.
Довга дорога – спека і холод.
Роки великі, за втратами втрати,
Клаптики неба, закуті в грати.
Роки великі – спалене поле,
Довга дорога з горем та болем.
Роки-століття: рабська покірність,
Стоптані квіти, втрачена вірність.
Довга дорога – згублені діти,
Зранені душі... Ніде подітись!
Звідки й для чого стільки взялося
Каменів гострих на довгій дорозі?
Роки великі горять, догорають.
Довга дорога з пекла до раю придумать тему и идею.
Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина, изнутри покрытая сверкающим перламутром. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. А при перемене освещения играет совсем по-другому.
Живописец приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного. Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет. Спираль жемчужины устремляет взгляды к центру
Врубель изображает раковину намного больше натуральных размеров, и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Фигуры не слишком удались Врубелю, их позы чересчур горделивы и величественны. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами.
Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, поэтому он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников.