Вуказанномъ стихотворении поэт сравнивает свою душу с картиной некоего гения (разумей бога) , которую марает варвар (т. е. диавол или грех) . но краски чуждые, с летами, ветхой чешуей; созданье гения пред нами выходит с прежней красотой. так исчезают заблужденья с измученной души моей, и возникают в ней виденья первоначальных, чистых дней поэт не указывает под воздействием какой силы " но краски чуждые, с летами, ветхой чешуей; ", но для нас совершенно ясно, что такой силой является покаяние. наверное если бы поэт имелъ возможность дополнить это стихотворение после своей предсмертной исповеди, то он, безусловно, указал бы на силу покаяния. это автобиографические признания в стихотворениях "деревня" и "возрождение", говорящие об освобождении от "суетных оков", о "творческих думах", зреющих "в душевной глубине", о чистых "видениях", скрытых под "заблуждениями измученной души".
В «Детворе» Чехов создает целую галерею детских портретов. Писатель не только умело, точными штрихами рисует внешность героев, но и показывает, что у каждого из детей уже есть или начинают проявляться индивидуальные особенности характера, ведь каждый ребенок – это личность. Девятилетний Гриша завистлив и корыстолюбив, играя в лото исключительно из-за денег. Для восьмилетней Ани «счастье в игре…вопрос самолюбия», поэтому она ревностно следит, чтобы никто не выиграл. Шестилетняя добрая и жизнерадостная Соня «играет в лото ради процесса игры», одинаково радуясь за каждого выигравшего. «Пухлый шаровидный карапузик» Алеша в силу возраста не имеет «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Мечтатель по натуре, кухаркин сын Андрей безучастен к выигрышу, его жгучий интерес вызывают цифры: «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!». Контраст беззаботной детворе являет образ пятиклассника Васи - «маленького старичка», рассуждающего как взрослый: «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять играть им в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!».