Самостійна робота №15 Ю. Винничук. «Місце для дракона» 2 варіант 1.Слова «…хто хоч краплю мудрості зачерпне, довіку ситий не буде» належать А Пустельнику Б Дракону В князю Люботинському Г Лавріну 2. Князь накинувся на воєводу із звинуваченням, що А розпадається держава Б нема війн, чаклунів, драконів В не стало лицарів, уславлених подвигами Г всі змалку байдужі до справ у країні 3. Для Дракона властиве все, крім А “їв собі травичку, різні ягідки” Б “цілі дн у печері” В “говорити по-людськи” Г “на думці ніколи не було зло чинити” 4.Пустельник шкодує, що навчив дракона грамоти, бо А через нього забрали хлопців до війська Б народженому в темряві й помирати в темряві легше В він уже без людей не зможе Г вріс в оцю землю й мусить вмерти на ній 5. Дракон порадував князя, коли погодився А порозмовляти з ним Б вийти на герць із лицарем В передати йому літопис пустельника Г сховати князівну 6. Поява Лавріна стала для двору неабиякою подією, бо А він був у Єрусалимі Б він три місяці блукав у лісах В усі мали безкоштовне пригощання Г не треба було вбивати дракона 7. У бою з лицарем Дракон А боровся завзято Б захищався весь час В вирішив “хоч для виду поборюкатися” Г сам підставив голову під меч 8. Після весілля князь зрозумів, що А йому бракує розмов із драконом Б духи пращурів зраділи В усе навколо веселить його Г збулася його мрія 9. Пустельник бідкається, коли до могили приходить князь, що А навчив грамоти дракона Б народ заспокоївся В кожна дитина мусить мати свою турію Г проник в душу дракона й дав йому розум 10. Князь, убивши дракона А став справжнім володарем Б не має ні друга, ні ворога В передає владу чоловікові доньки Г умиротворяється 11. Події в останньому розділі відбуваються А узимку Б весною В улітку Г восени 12. Де відбуваються події, описані у творі? А Люботинське князівство Б Переяслівське князівство В Чернігівське князівство Г Київське князівство
В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение. Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.
К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани “особенный запах”, занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова. Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани. Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково Чичикову разъехаться со встречным экипажем, “черноногая” девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево.
Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив получил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение.
Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился “сам самородок, живой и бойкий русский ум”, Гоголь высказывает общее мнение: “...всякий народ, носящий в себе залог сил.. . своеобразно отличается каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера”. Русский народ относится к числу именно таких: он полон “творящих души”. В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича. Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь.
Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичикова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они “тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.
Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и “взлюбившего вольную жизнь”. Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа.
Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения купленных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают “земскую полицию” в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.