Самостоятельная работа 7 класс 1 вариант
1. Соотнесите имя и фамилию писателей и поэтов
Иван Сергеевич Пушкин
Николай Васильевич Некрасов
Лев Николаевич Гоголь
Николай Алексеевич Толстой
Александр Сергеевич Тургенев
2. Соотнесите название произведения с его автором
«Детство» Некрасов
«Дикий помещик» Тургенев
«Русские женщины» Гоголь
«Русский язык» Толстой
«Тарас Бульба» Салтыков-Щедрин
3. Кто это? О ком идет речь?
1. Главная тема творчества – тема обездоленного народа.
2. Его герой помнит нежную улыбку мамы.
3. Создал образ женщины-декабристки.
4. Использовал в своих произведениях гротеск.
5. Создал «поэму о любви к родине».
4. Назовите героя, название произведения и его автора.
1. «Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки».
2. «Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».
3. «Ужасна будет, знаю я, / Жизнь мужа моего. / Пускай же будет и моя / Не радостней его!»
4. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?
5. «Когда очнулся,… от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами».
5. Дайте на вопросы полные ответы.
1. Где и когда родился Н.В. Гоголь?
2. Какая смерть постигла сыновей Тараса Бульбы?
3. Докажите, что Тарас Бульба – народный герой (2-3 предложения).
4. Назовите родовое поместье И.С. Тургенева.
5. В какой сборник входит рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»?
6. Почему Бирюк все же отпустил крестьянина?
7. Какие стихотворения в прозе написал И.С. Тургенев?
8. Какие поэмы Некрасова посвящены декабристам?
9. Что высмеивал в своих сказках Салтыков – Щедрин?
10. Какие слова величают генералы, чтобы усыпить бдительность мужика?
6*. Расскажите, какое произведение вам понравилось больше всего. Почему? (6-8 предложений).
Самостоятельная работа 7 класс
2 вариант
1. Соотнесите имя и фамилию писателей и поэтов
Лев Николаевич Гоголь
Александр Сергеевич Толстой
Михаил Евграфович Пушкин
Николай Васильевич Салтыков-Щедрин
Михаил Юрьевич Лермонтов
2. Соотнесите название произведения с его автором
«Бирюк» Некрасов
«Дикий помещик» Тургенев
«Русские женщины» Гоголь
«Тарас Бульба» Толстой
«Повесть о том…» Салтыков-Щедрин
3. Кто это? О ком идет речь?
1. Писатель-сатирик.
2. Главная тема творчества – тема обездоленного народа.
3. Автор стихотворений в прозе.
4. Создал образ женщины-декабристки.
5. Использовал в своих произведениях иронию.
4. Назовите героя, название произведения и его автора.
1. «Хочется мне вам сказать, панове, что же такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, так любить никто не может!...»
2. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…».
3. «Нет! Яне жалкая раба, я женщина, жена!»
4. «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».
5. «Сам верёвочку свил и дал себя связать».
5. Дайте на вопросы полные ответы.
1. Кто из сыновей Тараса влюбился в паночку?
2. Как погиб Тарас Бульба?
3. Считаете ли вы Тараса героем? Почему? (2-3 предложения).
4. Что обозначает слово «бирюк»?
5. Каковы условия жизни Бирюка?
6. Назовите героев поэмы «Русские женщины».
7. Что высмеивал в своих сказках Салтыков – Щедрин?
8. Какие литературные приемы использует писатель в «Повести…»?
9. Где служили помещики? Кто обозвал помещика дураком?
10. В какой газете помещик прочитал важный для себя совет, и как он звучал?
6*. Расскажите, какое произведение вам понравилось больше всего. Почему? (6-8 предложений)
ответ: Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров.
Сахаров — отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так:
«— Правильный, — кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».
Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка — держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
— Каким вы представляете главного героя?
Главный герой рассказа — это сам рассказчик, поэтому в тексте нет его портрета. Ученики могут сами вообразить его внешность и рассказать о качествах характера и увлечениях героя.
Объяснение: