Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные. Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда — социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума. Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает. Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае — это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Детям Может быть, слыхали все вы — и не раз, Что на свете есть поэты? А какие их приметы, Расскажу я вам сейчас: Уж давным-давно пропели петухи… А поэт еще в постели. Днем шагает он без цели, Ночью пишет всё стихи. Беззаботный и беспечный, как Барбос, Весел он под каждым кровом, И играет звонким словом, И во все сует свой нос. Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы: Любит сказки, солнце, елки,— То прилежнее он пчелки, То ленивее совы.У него есть белоснежный, резвый конь, Конь Пегас, рысак крылатый, И на нем поэт лохматый Мчится в воду и в огонь… Ну так вот, — такой поэт примчался к вам: Это ваш слуга покорный, Он зовется «Саша Черный»… Почему? Не знаю сам. Здесь для вас связал в букет он, как цветы, Все стихи при свете свечки. До свиданья, человечки! — Надо чайник снять с плиты…
Может быть, слыхали все вы — и не раз,
Что на свете есть поэты?
А какие их приметы,
Расскажу я вам сейчас:
Уж давным-давно пропели петухи…
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью пишет всё стихи.
Беззаботный и беспечный, как Барбос,
Весел он под каждым кровом,
И играет звонким словом,
И во все сует свой нос.
Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы:
Любит сказки, солнце, елки,—
То прилежнее он пчелки,
То ленивее совы.У него есть белоснежный, резвый конь,
Конь Пегас, рысак крылатый,
И на нем поэт лохматый
Мчится в воду и в огонь…
Ну так вот, — такой поэт примчался к вам:
Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»…
Почему? Не знаю сам.
Здесь для вас связал в букет он, как цветы,
Все стихи при свете свечки.
До свиданья, человечки! —
Надо чайник снять с плиты…