В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
AngelinaGi2006
AngelinaGi2006
13.06.2022 00:22 •  Литература

СОР ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС Напишите сравнительный анализ эпизодов пьесы Н. А. Островского «Бесприданница» (действие 1, явление 2) и отрывка из повести С. Сейфуллина «Айша».
Определите их роль и место в композиции произведения, объясните значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла.
(Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора.

Охарактеризуйте героев эпизода, проведите смысловые параллели (чем персонажи похожи и чем отличаются).

Определить отношение автора к проблеме сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода
.

Сакен Сейфуллин «Айша». Отрывок из повести http://seifullin.ru/proza/ajsha_3.html
Айша была младшей дочерью Кадыра.
Шакир, сын Боранбая из рода каракесек, в поисках невесты объездил множество аулов. Дошел до него слух о красоте Айши, и он в сопровождении куда ', присланного ему зятем, баем Бименде, появился в ауле Кадыра, где уже два дня сватал приглянувшуюся девушку.
Шакир был пожилым вдовцом, отчего и речи быть не могло о тайных свиданиях нареченных, столь распространенных в казахском быту. Он хотел увезти Айшу к себе, выплатить калым провожатым невесты и не намеревался затягивать сватовство, ибо его опустевший дом нуждался в хозяйке. Шакир обратился к Кадыру, его братьям, старшим сыновьям и быстро нашел с ними общий язык, - ему удалось выторговать Айшу за тридцать голов крупного рогатого скота.
Такая покладистость семьи Кадыра объяснялась в равной степени и богатством Шакира, и тем, что он состоял в родстве с самим Бименде. Если бы Шакир был и не обременен детьми, он, конечно, сватался бы к другой невесте, взял в жены дочь знатных родителей, сыграл пышную свадьбу, но богатые и влиятельные не хотели отдавать своих юных дочерей за рябого, с общипанной бородой старика, и ему пришлось довольствоваться Айшой.
Они сидели близ юрты Сенбая - Шакир и его спутники. Рыжий иноходец, на котором джигит, перегоняя белую гончую, мчался навстречу всадникам, был конем Шакира, и скакал на нем посланец бая Бименде.
Кадыр зарезал барана, позвал на той старейшин пяти аулов и, попотчевав их мясом, вдосталь напоив кумысом, испросил их благословения. Вместе с другими пировали старшина Сулейман и мулла Бекир - лишь двое средних сыновей Кадыра не присутствовали при сговоре. Один из них, Сапаргали, работал на Нильдинском заводе, другой, Абиль, пас табуны своего богатого дяди.
Кадыр был доволен тем, что в один день стал владельцем изрядного стада. Временами, правда, просыпалась в нем жалость к дочери, но богатство, неожиданно свалившееся на голову, было слишком весомым, чтобы долго печалиться о ее судьбе. В конце концов - такова женская доля!

А.Н. Островский «Бесприданница» , д.1, явл. 2
Вожеватов (наливая). Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит.
Кнуров. Как замуж? Что вы! За кого?
Вожеватов. За Карандышева.
Кнуров. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч.
Вожеватов. Какая уж пара! Да что ж делать-то, где взять женихов-то? Ведь она бесприданница.
Кнуров. Бесприданницы-то и находят женихов хороших.
Вожеватов. Не то время. Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает. Разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандышева, кабы лучше были?
Кнуров. Бойкая женщина.
Вожеватов. Она, должно быть, не русская.
Кнуров. Отчего?
Вожеватов. Уж очень проворна.
Кнуров. Как это она оплошала? Огудаловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!.. Да с ее-то ловкостью... всегда полон дом холостых!..
Вожеватов. Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет. Ну, а жениться-то надо подумавши.
Кнуров. Ведь выдала же она двух.
Вожеватов. Выдать-то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить-то. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Вот потеха-то была! Как увидал, затрясся, заплакал даже — так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.

Показать ответ
Ответ:
аня2943
аня2943
15.07.2020 13:23
Врассказе метель говорится о романе между богатой невесте и бедном мужиком.родители против этого.однажды марья ивановна  собирается сбежать,но в этот день была сильная метель,но она дошла и долго ждала его но так и не дождалась.потом бедного парня отправили в армию,он умер.но потом марья ивановна познакомилась с офицером они понравились друг другу и оказалось что в тот день она женилась на этом офицере.дело было так: когда она была в церкви её женили на офицере хотя она ждала того бедного парня, офицер зашёл туда так как была сильная метель и его женили на той самой марьи ивановне.
0,0(0 оценок)
Ответ:
Kirillpakharenko
Kirillpakharenko
26.05.2021 10:45
Семья играет важную, решающую роль в становлении личности. именно в семье человек начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. на родителях лежит большая ответственность за формирование у личности взглядов на жизнь, нравственных ценностей. кто , если не родители ,скажет подрастающему ребенку , что хорошо, а что плохо ? кто ,если не семья ,заложит в человеке нравственный ? конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье . как говорил фамусов, герой комедии а. с. грибоедова “горе от ума” : «не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» .и, действительно, если ребенок с детства видит ссоры, брань , проявление неуважения , словом все дурное отрицательное, то в последствии он сам вбирает в себя эти качества. а если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми , то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру. порассуждаем , что же такое семья? семья- это ,прежде всего, единство людей. но, что их объединяет? что служит ядром в отношениях людей? материальное или духовное? от этого и зависит то, что будет впитывать в себя формирующаяся личность. ценности семьи и будут определять ценности человека. отвечая на поставленный вопрос , можно отметить , что роль семьи в становлении личности может быть как положительная , так и отрицательная. в произведениях классики авторы не раз показывали влияние семьи на развивающегося человека. нельзя не вспомнить комедию д и фонвизина «недоросль». вот уж где влияние родителей стало решающим в формировании личностных ценностей. недоросль стал , если можно так выразиться, заложником злонравия простаковых. митрофан-плод злых нравов семьи .с детства перед его глазами были ссоры, жестокость по отношению к крепостным, презрение к просвещению. он рос в окружении, где был полностью разрушен традиционный строй семьи. мать двулична, во всем ищет выгоды для себя. отец апатичен, недалек, полностью подвержен влиянию жены. между родными людьми нет взаимопонимания. такой уклад семьи точно не назовешь образцом для подражания. у ребенка нет выбора. он получает в наследство от родителей черты их характера, модель их поведения . поэтому митрофан предстаёт перед нами грубым, ничем не интересующимся молодым человеком. он высокомерен и жесток, называет кормилицу «старой хрычовкой» , кроме того, с большой неохотой принимается за уроки ,предпочитая голубятню книгам, просвещению. а сцена ссоры дядюшки скотинина с племянником еще больше подчеркивает отсутствие каких-либо правил морали в семье. таким образом, перед нами яркий пример роли семьи в становлении личности. главный герой унаследовал привычки, образ жизни родителей .злонравие митрофана есть прямое следствие дурных качеств родителей. так кто же воспитал бы в нем добродетель ? да, роль семьи в становлении личности огромна. посмотрим на другое произведение классики, повесть а с пушкина «капитанская дочка» .рассмотрим , как здесь родители повлияли на формирование личности. петр гринев, главный герой повести, с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. родители уважают друг друга, в семье царит мир. перед глазами петруши живой пример взаимопонимания между людьми .завет отца «береги платье снову а честь смолоду» стал главным жизненным ориентиром для петра. в дальнейшем именно этот наказ отца повлияет на поведение гринева. он будет верен чести и долгу, несмотря на все трудности и преграды . становится ясно, что именно семья принимает участие в становлении личности, показывает чаду путь, открывает дорогу в мир. если бы не твердый нравственный , заложенный семьёй и наказ отца, то кто знает, остался бы петр гринев верен своим принципам или пошел бы по пути швабрина? подводя итог, мне хочется сказать, что роль семь в становлении личности огромна и не стоит ее недооценивать. безусловно , «каждый человек сам себя воспитать должен» , но именно семья определяет человека , именно семья служит живой иллюстацией нравов
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота