Степану Калашникову как старшему брату надлежит защитить честь жены, личную честь и честь семьи.Конфликт, следовательно, из чисто личного влегкую превращается в общественный. А побьет он меня-выходите вы За святую правду матушку. В дальнейших действиях Калашникова скрестились личная обида и чувство поруганной народной правды. Степан Калашников исполнен решимости: "Постою за правду до последнева". Он убежден, что одновременно вступается от всего народа и за общий христианский закон. Но, защищая закон, он совершает преступление против него, ибо честный открытый бой с противником не связан с личной обидой и местью. Вообще все это показывает нам, что все-таки во все времена законы чести и законы государства не совпадали.И очень часто человек становился перед выбором-отстаивать правду, как он ее понимает, или подчиниться законам, и пойти правовым путем.
«Кому на Руси жить хорошо» – поэма эпопея, центральным образом которой является пореформенная страна конца XIX столетия с широкими картинами народной жизни. Некрасов творил в течение двадцати лет, собирая материал «по словечку», и необычайно хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, замысел не был завершен – смерть помешала реализации всех идей. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор поднимает сложные проблемы: счастья и достоинства человека. Кто достоин жить хорошо? И возможно ли быть богатым, но не самодуром, и бедным, но не рабом? Некрасов пишет гневные строки о баринах крепостниках. Барин привык быть полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»: «Закон – мое желание! Кулак – моя полиция!». Некрасов пишет о том, что такие безнаказанные баре не готовы себя обслужить, а потому их усадьбы рушатся и разоряются. С другой стороны, Некрасов осуждает и тех бедняков, которые потеряли чувство собственного достоинства, взрастили в себе раба. Яков Верный – холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Дворовый князя Переметьева счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино. Слуга князя Утятина Ипат называет себя рабом недостойным, а барина – князюшкой. Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Некрасов дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего – предателей. Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предателя – самый тяжелый. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину. Но пока существует низкий человек, готовый к предательству и угодничеству, не сможет подняться крестьянин с колен, – вот тот вывод, к которому подводит Некрасов читателя поэмы. Что страшнее: деспотизм барина или холопство раба? Что из этих двух зол хуже? Скорее всего, они взаимосвязаны и питают друг друга. Барин создает низкого раба, а раб создает бездушного барина.
А побьет он меня-выходите вы
За святую правду матушку.
В дальнейших действиях Калашникова скрестились личная обида и чувство поруганной народной правды.
Степан Калашников исполнен решимости: "Постою за правду до последнева". Он убежден, что одновременно вступается от всего народа и за общий христианский закон. Но, защищая закон, он совершает преступление против него, ибо честный открытый бой с противником не связан с личной обидой и местью.
Вообще все это показывает нам, что все-таки во все времена законы чести и законы государства не совпадали.И очень часто человек становился перед выбором-отстаивать правду, как он ее понимает, или подчиниться законам, и пойти правовым путем.