Тема: «Комплексный анализ текста». ЛИСТОПАД
Начался листопад. Им заканчивается карнавальное шествие золотой осени – праздник
природы великой Русской равнины. Это летом лес стоял ровной зеленой стеной, а уже в
сентябре можно было издали сосчитать, сколько в его первых рядах стоит вязов, кленов,
дубов. И с того дня, когда в кронах лип запестрели первые желтые пряди, лес, оставаясь
самим собой, каждое утро являлся с обновами. Лавина теплых красок затопила дубравы,
приветливее становилось под их густым пологом. Эта приветливость в ясную погоду
удлиняла тень, а в пасмурную – не поддавалась многочасовому гипнозу осеннего дождя.
Власть над лесами, садами, парками переходила к золотой осени. Она не в один прием
перекрасила клены, прежде чем отдала им самую чистую желтую краску. На рябиновых
листьях остались все краски вечерней зари, от нежно-золотого, до почти фиолетового.
Сосны стряхнули с ветвей рыжину хвои, в лучах низкого солнца медью отливают прямые
стволы. На круглом торфяном болотце сто берез, как сто белых свечей на драгоценном
блюде, в торжественном окружении вековых сосен. Может, какая-то из них именинница:
ведь сосны рождаются и осенью. Зеленым остается ясень, зеленой остается ольха.
На речном откосе прижались к земле красные трилистники клубники. Её несравненная
вкусом и ароматом ягода окрашена летом бледновато, будто листья приберегают все для
себя на осень. Ниже всех распластался багряный луговой чай. Алеют налитые ягоды
ландыша.
Еще не угасло цветение. Цвета осени рядом с цветами весны и лета: голубыми звёздами
цикория, белыми венчиками дремы, пестротой анютиных глазок.
Задания:
1.Прочитайте внимательно текст про себя; прочитайте текст второй раз, ставя
вопросы возле тех слов, значения которых вам непонятно (воспользуйтесь толковым
словарем для объяснения значения незнакомых слов);
Определите стиль текста;
Выберите и выпишите из текста слова, входящие в тематическое поле «Осень»
(«Растения», «Цветообозначение»); как связаны тема текста и его заглавие с
использованием слов этой группы?
Попробуйте создать небольшой кластер из слов, имеющих оценочное значение.
Как они передать отношение автора к предмету речи?
Объясните лексическое значение выделенного слова (воспользуйтесь толковым
словарем); подберите синонимы к нему (воспользуйтесь словарем синонимов);
попробуйте узнать о происхождении этого слова (воспользуйтесь этимологическим
словарем); сделайте морфемный и фонетический разборы этого слова.
Найдите слово, являющееся одновременно паронимом и синонимом к слову
«багровый».
История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.
Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.
Метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».
Эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».
Сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток》.