Комедия «Горе от ума» и сейчас сохраняет свое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Автор выступил против всего косного и ничтожного, отстаивая передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и хочется, чтобы барская Москва Грибоедова навсегда осталась в А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь {1794—1829) и деятельность проходили в период героической борьбы русского народа против Наполеона, во время революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантами русского народа. Высокообразованный и интеллигентный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Писатель очень любил Россию, и эта любовь вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников. Личность и мировоззрение Грибоедова отразились в комедии «Горе от ума». В ней автор выступает против самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал революционера, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения. Чацкий — молодой, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он выходец из небогатой дворянской семьи. Детство Чацкого в Москве, затем он служил в Петербурге, был «с министром знаком», но бросил службу, не желая «прислуживаться». Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии «Горе от ума» он показан во враждебном окружении. Вокруг царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов изобразил все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Мария Алексев-на и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные круги. Поэтому «Горе от ума» дает широчайшую картину жизни русского дворянства начала XIX века. Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусов-ские взгляды на карьеру, службу. Сам Фамусов — богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва, которая ценит в людях лишь чины и богатство. «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов. И далее» добавляет: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячи две родовых, Тот и жених. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий ценит таких людей, которые «не торопятся записаться в полки шутов». Ярким примером такого «шута» является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшим угождать «всем людям без изъятья». Еще отец учил его этому: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была! Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать карьеру, «не разбираясь в средствах».
Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.
Перед своей казнью Емельян Пугачев сидит в клетке, клетка эта установлена на площади. Разбойник пожил на этой земле, повидал всякого. Может быть, его мучает совесть или пытки ему стали нестерпимы, но Пугачев ждет смерть, как избавления. Но, как и любой человек, Пугачев боится смерти, боится остаться с ней один на один. Емельян Пугачев оглядывает толпу, которая пришла на казнь. Он вглядывается в лица, но видит только полные ненависти взгляды дворян и любопытные лица бедняков. Он один перед смертью. Если Петра Гринева успокаивали казаки, то рядом с Пугачевым нет никого. Емельян Пугачев убил множество людей, и в этот его последний миг - неужели никто не его? Глаза Пугачева неожиданно замечают в толпе знакомое лицо. Это Петр Гринев. Возможно, он просто пришел посмотреть на казнь? Пугачев кивает ему. А что означает кивок? Он означает приветствие. В тот день он означал еще и благодарность.
Перед своей казнью Емельян Пугачев сидит в клетке, клетка эта установлена на площади. Разбойник пожил на этой земле, повидал всякого. Может быть, его мучает совесть или пытки ему стали нестерпимы, но Пугачев ждет смерть, как избавления. Но, как и любой человек, Пугачев боится смерти, боится остаться с ней один на один.
Емельян Пугачев оглядывает толпу, которая пришла на казнь. Он вглядывается в лица, но видит только полные ненависти взгляды дворян и любопытные лица бедняков. Он один перед смертью. Если Петра Гринева успокаивали казаки, то рядом с Пугачевым нет никого. Емельян Пугачев убил множество людей, и в этот его последний миг - неужели никто не его?
Глаза Пугачева неожиданно замечают в толпе знакомое лицо. Это Петр Гринев. Возможно, он просто пришел посмотреть на казнь? Пугачев кивает ему. А что означает кивок? Он означает приветствие. В тот день он означал еще и благодарность.