У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
1. Каким настроением проникнут
Пролог?
2. Какие эпитеты создают живописную
палитру стихотворения?
3. Какие образы-сюжеты вы
предложили бы для иллюстрации
Пролога?
Николай Васильевич Гоголь как драматург был новатором. В частности, в комедийный жанр, практически неизменный на протяжении многих поколений, он привнес новые решения. Например, вплоть до XIX века конфликт в литературном произведении трактовался как столкновение двух начал: отрицательного и положительного. Противоборство добра и зла, завершающееся торжеством гармонии над хаосом - такова была основа практически каждого драматургического произведения.
Однако в гоголевском "Ревизоре" мы не найдем однозначно положительных героев. Нет там персонифицированного образа добродетели. Что же составляет конфликт этой комедии? В комедии Гоголь обличает и высмеивает пороки общества, не противопоставляя им положительных образов. Зритель сам осознает, насколько изображенная в комедии действительность далека от идеала.
Чиновники, изображенные в комедии, являются не столько самоценными характерами, сколько обобщенными фигурами, в которых воплощены осуждаемые пороки. Однако Гоголь настолько мастерски прописал этих персонажей, что они получились удивительно "живыми".
Другими словами, в "Ревизоре" Гоголь не следовал общепринятым канонам драматургии, но в результате у него получился шедевр. Когда эта комедия была поставлена в 1836 году, она имела огромный успех и до сих пор не сходит с подмостков театров.
2. "Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс-капитана Тушина". Этот герой дан в восприятии Болконского: "Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами..." и "Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное".
3. Он мечтает о своем Тулоне: "Как же выразится мой Тулон?"
Происходит знаменательный эпизод:
"Среди толчеи беспорядочного бегущего войска к князю Андрею, признав в нем адъютанта... *цитата до: * ... что нельзя обойти это происшествие на пути к возвышенной цели".
Это прикосновение к жизненной каше, которое трудно дается Болконскому, он будет вспоминать потом с брезгливостью и чувством, что он унижен.
4. Прочитайте фрагмент о подвиге Тушина со слов: "Про батарею Тушина было забыто..." до конца 20 гл.
6. Тушин раненому Николаю Ростову: "Засветились огни, и слышнее стал говор..." до слов "...что Тушин всею душой захотел и не мог ему" и "На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся..." до слов "Князю Андрею было грустно и тяжело...".