трилогия «кочевники» посвящена пятивековой казахского ханства (xv—xix века), официальной правопреемницей коего считается республика казахстан. как отмечал казахский филолог к. к. аралбаев,
во многих ситуациях документы и материалы являются для писателя фоном. события же разворачиваются по-своему[3]. «заговорённый меч»[4] (xv—xvi века) описывает времена формирования казахского ханства. когда абулхайыр[5], жанибек[6] и керей[7] начинают борьбу за трон; когда у казахов вызревает идея более тесного объединения жузов (родовых групп).«отчаяние»[8] (хvіі — хvііі века) описывает борьбу казахского народа с захватчиками из других стран, а также перипетии перехода казахов в подданство российской империи. в романе подробно описываются героические подвиги абылай-хана[9] на пути к созданию независимого казахского ханства[10] — и, в частности, победа казахского народа над джунгарскими[11] захватчиками, добытая абылаем…«хан кене»[12] (хvііі — xix века). в центре повествования — последний хан трех жузов кенесары касымулы[13]. личности[править | править код]
все основные герои романа являются , реальными личностями: от великих предводителей, начиная с чингисхана, и заканчивая кенесары касымулы и малоизвестными батырами великой степи. главные действующие лица:
«заговорённый меч» — абулхайыр-хан, жанибек и керей, касым-хан, бурундук-хан, асан-кайгы, орак-батыр«отчаяние» — хакназар-хан, тауекель хан, есим хан, абылай-хан, богенбай-батыр, кабанбай-батыр, баян-батыр, бухар-жырау,«хан кене»[14] — кенесары касымулы, агыбай-батыр, иман-батыр и ещё многие-многие люди, чьи имена остались в .
Художественная деталь (например, у генерала на табакерке портного было проткнуто лицо, суть - бездуховность, чинопочитание) , ирония (родившись, ребенок заплакал так, как будто предчувствовал, что будет мелким чиновником) , речевая характеристика ("маленький человек" говорит несущественными словами - "частицами" - робкий ) , создавая "шинель", гоголь опирался на свои громадные творческие завоевания в использовании богатств народного языка. выразительная метафора -"он возвратился домой в самом счастливом расположении духа, скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. он взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! и долго еще потом за обедом он все усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот". писатель широко пользуется приемом внутренних сопоставлений- "если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу". внутренние сопоставления в повествовательной речи "шинели" отличаются большим разнообразием, они строятся на столкновении воображаемого и действительного, возвышенного и прозаического. - "огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник". "акакий акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы".
трилогия «кочевники» посвящена пятивековой казахского ханства (xv—xix века), официальной правопреемницей коего считается республика казахстан. как отмечал казахский филолог к. к. аралбаев,
во многих ситуациях документы и материалы являются для писателя фоном. события же разворачиваются по-своему[3]. «заговорённый меч»[4] (xv—xvi века) описывает времена формирования казахского ханства. когда абулхайыр[5], жанибек[6] и керей[7] начинают борьбу за трон; когда у казахов вызревает идея более тесного объединения жузов (родовых групп).«отчаяние»[8] (хvіі — хvііі века) описывает борьбу казахского народа с захватчиками из других стран, а также перипетии перехода казахов в подданство российской империи. в романе подробно описываются героические подвиги абылай-хана[9] на пути к созданию независимого казахского ханства[10] — и, в частности, победа казахского народа над джунгарскими[11] захватчиками, добытая абылаем…«хан кене»[12] (хvііі — xix века). в центре повествования — последний хан трех жузов кенесары касымулы[13]. личности[править | править код]все основные герои романа являются , реальными личностями: от великих предводителей, начиная с чингисхана, и заканчивая кенесары касымулы и малоизвестными батырами великой степи. главные действующие лица:
«заговорённый меч» — абулхайыр-хан, жанибек и керей, касым-хан, бурундук-хан, асан-кайгы, орак-батыр«отчаяние» — хакназар-хан, тауекель хан, есим хан, абылай-хан, богенбай-батыр, кабанбай-батыр, баян-батыр, бухар-жырау,«хан кене»[14] — кенесары касымулы, агыбай-батыр, иман-батыр и ещё многие-многие люди, чьи имена остались в .