Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Сыновья Тараса хамски отличались друг от друга. Сначала Остап чуть-чуть раз сбегал из Киевской академии, закапывал собственный букварь, его возвращали и били. Потом смирился и хоть стал со старанием учиться, но это маловыгодный избавило его от наказаний. Характер его стал твердым. Остап считался лучшим с товарищей, не предводительствовал в дерзких предприятиях, но с готовностью участвовал в них, никогда отнюдь не выдавал товарищей и первым шел принять наказание. Некто был прямодушен и добр. Главные интересы его были битва и разгульные пирушки. Андрий был более живым, развитым и изобретательным. «Учеба давалась ему легко». Предводительствовал в разных предприятиях, однако всегда умел увернуться от наказания. Также кипел жаждою подвига, а душа его уже была наполнена желанием любви. Какие мысли возникли у героев по мнению дороге в Запорожскую Сечь? О чем думал Тарас? О нежели вспоминали Остап и Андрий? Как эти воспоминания характеризуют героев? «Старый Тревожить думал о давнем», вспоминал свою жизнь и друзей. Остап вспоминал мокрота матери, и это смущало его, что подчеркивает родственность героя. Андрий думал о встрече с прекрасной полячкой, эдак тронувшей его, — его душа была охвачена любовным чувством, которое в экий-то момент станет для него важней чем) — семьи, товарищей, родины. Почему Гоголь ввел статут степи в повесть о запорожских казаках? Почему описание степи предшествует изображению Запорожской Сечи? Дефиниция степи создает эмоциональный фон повествования. Гоголь рисует прекрасные картины природы, которая, с одной стороны, гармонирует с чувством свободы, наполнявшим сердца героев, направляющихся в Запорожскую Понимать что к чему — общество вольных людей. С другой стороны, гармония и умиротворенность природы контрастируют с разгулом и бесшабашностью жизни Сечи. На правах рисует Гоголь степь? На что обращает любопытство, рассказывая о ней? Как увидеть ее красоту? Сравните описания степи средь бела дня, вечером, ночью. Автор описывает степь в движении: сие движение времени. Сначала мы видим степь денно, потом на закате, затем ночью. Степь нарисована разнообразными красками: золотыми, зелеными, голубыми, синими и лиловыми; возлюбленная предстает океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Самые разнообразные птицы наполняют воздушное пространство тысячью звуков. Степь прекрасная, вольная и бесконечная, возлюбленная сравнивается с океаном. Вечером краски изменились — пестрое пространство сменилось последним ярким отблеском солнца и по капле темнело. На небе словно исполинской кистью проведены полосы розового заката. Белели чухалка, прозрачные облака. Утренняя музыка степи сменилась не такой. Гоголь сумел описать огромные вольные пространства степи, типа живописным полотнам, с гиперболы (по неизмеримым волнам диких растений, тучи диких гусей); яркие эпитеты (изумрудно-золотым океаном, по небу изголубо-темному), сравнения (слышался… плач лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе; самый свежохонький обольстительный, как морские волны), метафоры (в синих волнах воздуха) и олицетворения (равнина уже давно приняла их в свои зеленые объятия). Около описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает внешность чайки. Что символизирует этот образ и почему возникает в обеих описаниях? Над степью в воздухе «роскошно купается чайка», которая становится символом воли, свободы. Ассоциируясь с образом матери Остапа и Андрия, водорез становится символом трепетности и чистоты. Возможно в обоих случаях обличье чайки возникает, чтобы подчеркнуть контраст между свободой природы и несвободой человеческой жизни. По образу описание Днепра соотносится с основным повествованием? Попробуйте ввести, какую роль играет пейзаж в повести. Описание Днепра захватывающее и величественное, не хуже кого люди, о которых рассказывает писатель в героической повестили их будущность. Пейзаж соотносится с повествованием о судьбе героев. Перескажите на носу к тексту одно из описаний картин природы. Обоснуйте собственноличный выбор. Пересказывая текст, включайте те приемы, которыми пользовался Франт: его метафоры и гиперболы. Как Тарас и сыновья готовятся к въезду в Разуметь? Перед въездом в Сечь Тарас приосанился, сыновья его также осмотрели себя с ног до головы с каким-так страхом и неопределенным удовольствием. Какие слова передают восторг Гоголя Сечью? Найдите в тексте сравнения, в которых проявляется авторское связь к Запорожской Сечи и казакам. Гоголь пишет: «…это предместие Сечи, которое было подобно на ярмарку и которое одевало и вскормило Сечь, умевшую не менее гулять да палить из ружей»; «Так чисто она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают аминь те гордые и крепкие, как львы! Вот каким ветром занесло разливается воля и казачество на всю Украйну!»
Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий, выписан в комедии довольно ярко. Он – одна из центральных фигур, и именно вокруг него и Хлестакова развивается основное действо. Остальные характеры даны полунабросками. Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз» . Но это ведь и очевидно. С первых строк произведения мы узнаем, что Городничий никогда не пропустит то, что плывет в руки, и взятки, даже борзыми щенками, брать не гнушается. О зорокости или прозорливости говорит и его осторожность. О зорокости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную семью и ратует за своих жителей. Но не забудем, что сквозник – это еще и пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги, и секет народ. Есть еще и вторая часть фамилии. Откроем опять Даля и прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство» . И, действительно, спеси и чванства у Антона Антоновича не занимать. Как он обрадовался, узнав, что дочка его выходит замуж не за кого-нибудь, а за министра: «Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать и доносы» . «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью» . В этих ремарках все важно, они позволяют нам понять, каким хотел изобразить героя сам Гоголь, в противоположность тому, каким видим его мы, читатели. Так же как много может поведать нам о городничем его фамилия, так и внешний вид может добавить штрихи к портрету. Форменный мундир с петлицами рассказывает нам о том, что это, действительно, солидный человек, не любящий, чтобы его приказы обсуждались. В своем городке он – царь и Бог, соответственно, и вид должен иметь приличествующий. Но как интересно наблюдать его преображение при встрече с так называемым инкогнито–ревизором. Городничий начинает заикаться и раболепствовать, и даже может дать взятку, если на то пойдет. Но чинопочитание в ходу в то время, однако, у городничего оно достигает наивысшего предела, такой панический страх он испытывает: «Городничий (дрожа) . По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния.. . Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься» . Городничий еще и груб, об этом нам тоже сообщает Гоголь. Несмотря на занимаемый им высокий пост, он человек необразованный, в его душе много дурных наклонностей и пороков, но он не старается их искоренять, так как считает, что так и должно быть. Глупость и невежество – вот черты, доминирующие в характере Городничего. Даже его заверения, о том, что служит он честно и безукоризненно, насквозь шиты белыми нитками, и ложь кричит из каждого окна. Характер Городничего – это собирательный портрет всех чиновников того времени.