афродита 100—200 гг. н.э. афродита – богиня любви и красоты, включавшаяся в число 12 великих олимпийских богов. древние греки поклонялись афродите, как олицетворению величайшего чувства на земле, богине, имеющей большую силу над людьми. афродита покровительствовала героям, вдохновляя их на подвиги ради любви, и славилась своей справедливостью. афродита являлась культом женственности и обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. это ее воодушевляющее, вечно юное начало описано у лукреция в поэме "о природе вещей". афродита представлялась также как богиня плодородия, вечной весны и жизни. отсюда эпитеты богини "афродита в садах", "священносадовая", "афродита в стеблях", "афродита на лугах". она всегда в окружении роз, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении мифических существ – ор, харит и нимф. существует две легенды о рождении богини любви. согласно первой, афродита появилась из морской пены, в которую попала кровь бога урана. горы одели её в достойные богини одежды, украсили её волосы золотой диадемой, уши - жемчужными серьгами, шею - золотым ожерельем и только после этого отвели самую привлекательную из богинь на олимп, к бессмертным богам. согласно второй, более поздней легенде, афродита - дочь зевса и дионы (богини морей). все олимпийцы, кроме афины, артемиды и гестии склонились перед мощью и красотой афродиты. среди смертных же не оказалось никого, кто мог устоять перед афродитой. как только они увидели ее, что-то пробудилось в их душах. бродившие поодиночке, как попало, они соединялись в семьи, ибо пока не было афродиты, не было любви и привязанности друг к афродита была замужем за гефестом - самым искусным мастером и самым некрасивым из богов. он целыми днями трудился в своей кузнице, предпочитая это занятие всем остальным, и совсем не проводил время с женой. в афродиту был влюблен посейдон, что неудивительно, ведь она родилась именно в его стихии. сама же афродита любила ареса, которого не любили ни люди, ни боги. о любви ареса и афродиты повествует ряд источников, в которых также говорится о детях от этого незаконного брака: эрот и антэрот, а также деймос, фобос ("страх" и "ужас" – спутники ареса) и гармония. парменид пишет о рождении эрота: "первым из всех богов афродита сотворила эрота", подчеркивая именно самостоятельную силу богини любви. в поздней эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать. несмотря на свой детский возраст, он помыкает афродитой, став ее постоянным спутником – крылатым мальчиком, вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. сыном афродиты и гермеса считается гермафродит. множество мифов связано с именем афродиты. в одном из них она обещает парису любовь елены и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст елены. афродита пытается вмешиваться в военные события под троей, будучи защитницей троянцев, вместе с такими богами, как аполлон, арес, артемида. она спасает париса во время его поединка с менелаем. она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя энея - своего сына от возлюбленного анхиса. однако диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что энея подхватывает аполлон, закрыв его черным облаком. арес на своей золотой колеснице доставляет афродиту на олимп, где ее заключает в объятия мать диона. афродиту поднимают на смех гера и афина - ее постоянные противницы, и зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки. образы и символы мифа  место рождения афродиты мифы об афродите образ богини, постоянно влюблявшейся и с наслаждением внушавшей любовные чувства людям. гесиод, давший древнюю генеалогию афродиты, приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, "пьянящую радость объятий». однако в гомеровском эпосе афродита принимает все более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. в "одиссее" в таком тоне рассказывается любовная афродиты и ареса, о которой упоминалось выше. хотя появление классической афродиты все еще внушает ужас, она постоянно именуется "золотая", "прекрасновенчанная", "сладкоумильная", "многозлатая", "прекрасноокая". главным символом, афродиту, является пояс, который она передала гере, чтобы та соблазнила зевса. в этом поясе заключены любовь, желание, сила обольщения. это древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов.
приступая к работе над поэмой "мертвые души", гоголь писал, что ему хочется в этом направлении "показать хотя бы с одного боку всю русь". так писатель определил свою главную и идейный замысел поэмы. для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение.
поэма имеет кольцевую "композицию. она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: чичиков въезжает в город и выезжает из него.
экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в "мертвых душах" перенесена в ее конец. таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. поэма же начинается с развития действия: чичиков начинает свой путь к "приобретению".
несколько необычным выглядит и жанр произведения, который сам автор определяет как эпическую поэму. высоко оценив идейные и художественные достоинства "мертвых душ", в. г. белинский, к примеру, недоумевал, почему гоголь назвал это произведение поэмой: "этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собой произведение, столь же национальное, сколько и высокохудожественное".
построение "мертвых душ" отличается логичностью и последовательностью. каждая глава завершена тематически, она имеет свое и свой предмет изображения. кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию, например, главы, посвященные характеристикам помещиков. они начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед, где герой уже действует. и завершение этого действия - отношение помещика к продаже мертвых душ. такое построение глав давало возможность гоголю показать, как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков и как крепостное право во второй четверти xix века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к и моральному упадку.
в противовес авторскому тяготению к логике в "мертвых душах" повсюду бьет в глаза абсурд и алогизм. по принципу алогизма выстроены многие образы поэмы, абсурдны действия и поступки героев. стремление объяснить факты и явления на каждом шагу сталкивается с необьяснимым и неконтролируемым разумом. гоголь показывает свою русь, и эта русь абсурдна. безумие здесь заменяет зтравый смысл и трезвый расчет, ничего нельзя объяснить до конца, и жизнью абсурд и нелепица.
в контексте всего произведения, в понимании его замысла, в композиции и развитии сюжета большое значение имеют лирические отступления и вставные новеллы. важную роль играет "повесть о капитане копейкине". не связанная по своему содержанию с основным сюжетом, она продолжает и углубляет основную тему поэмы - тему омертвения души, царства мертвых душ. в других лирических отступлениях перед нами появляется писатель-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей ответственности, страстно любящий свою родину, и душой от безобразия и беспорядков, которые окружают его и которые творятся повсюду на его любимой и многострадальной родине.
макрокомпозиция поэмы "мертвые души", то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана гоголю бессмертной "божественной комедией" данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. этот замысел остался неосуществлённым. вед написав первый том, гоголь не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. не смог писатель провести своего героя через чистилище и показать читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь. можешь как нибудь
приступая к работе над поэмой "мертвые души", гоголь писал, что ему хочется в этом направлении "показать хотя бы с одного боку всю русь". так писатель определил свою главную и идейный замысел поэмы. для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение.
поэма имеет кольцевую "композицию. она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: чичиков въезжает в город и выезжает из него.
экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в "мертвых душах" перенесена в ее конец. таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. поэма же начинается с развития действия: чичиков начинает свой путь к "приобретению".
несколько необычным выглядит и жанр произведения, который сам автор определяет как эпическую поэму. высоко оценив идейные и художественные достоинства "мертвых душ", в. г. белинский, к примеру, недоумевал, почему гоголь назвал это произведение поэмой: "этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собой произведение, столь же национальное, сколько и высокохудожественное".
построение "мертвых душ" отличается логичностью и последовательностью. каждая глава завершена тематически, она имеет свое и свой предмет изображения. кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию, например, главы, посвященные характеристикам помещиков. они начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед, где герой уже действует. и завершение этого действия - отношение помещика к продаже мертвых душ. такое построение глав давало возможность гоголю показать, как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков и как крепостное право во второй четверти xix века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к и моральному упадку.
в противовес авторскому тяготению к логике в "мертвых душах" повсюду бьет в глаза абсурд и алогизм. по принципу алогизма выстроены многие образы поэмы, абсурдны действия и поступки героев. стремление объяснить факты и явления на каждом шагу сталкивается с необьяснимым и неконтролируемым разумом. гоголь показывает свою русь, и эта русь абсурдна. безумие здесь заменяет зтравый смысл и трезвый расчет, ничего нельзя объяснить до конца, и жизнью абсурд и нелепица.
в контексте всего произведения, в понимании его замысла, в композиции и развитии сюжета большое значение имеют лирические отступления и вставные новеллы. важную роль играет "повесть о капитане копейкине". не связанная по своему содержанию с основным сюжетом, она продолжает и углубляет основную тему поэмы - тему омертвения души, царства мертвых душ. в других лирических отступлениях перед нами появляется писатель-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей ответственности, страстно любящий свою родину, и душой от безобразия и беспорядков, которые окружают его и которые творятся повсюду на его любимой и многострадальной родине.
макрокомпозиция поэмы "мертвые души", то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана гоголю бессмертной "божественной комедией" данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. этот замысел остался неосуществлённым. вед написав первый том, гоголь не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. не смог писатель провести своего героя через чистилище и показать читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь. можешь как нибудь