Вопросы к теме « образ учителя в рассказе». 1. что для тебя значит слово «учитель»? 2. соответствует ли образ лидии михайловны твоему представлению об учителе? 3. какую роль в рассказе имеет посвящение? (анастасия прокопьевна копылова - мама драматурга александра вампилова, учительница, посвятившая детям всю свою жизнь) . 4. проиллюстрируй примерами из текста следующие ка¬чества лидии михайловны (не забудь послесловие) : - душевная щедрость; - доброта; - истинная любовь к детям; - отсутствие боязни потерять работу из-за нетрадици¬онных методов детям; - желание ободрить, поддержать, ; - чувство собственного достоинства в поведении учи¬тельницы. 5. какое воздействие образ лидии михайловны оказал на мальчика? 6. объясни смысл предисловия. 7. одиннадцатилетний мальчик или зрелый человек дает оценку и рассуждает о законах доброты? 8. какой урок преподает тебе и другим читателям в. г. рас¬путин?
Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.
Действие рассказа происходит в начале ХХ в., в Москве и на Черноморском побережье.