Вопросы: Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал? -
Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным? -
Что рассказывает автор о переживаниях В. Дубровского после смерти отца? -
Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие “вводить во владения” К.П. Троекурова? Обратите внимание на их речь. Почему они себе это позволяют? -
Как нарастает гнев крепостных крестьян? -
Почему В. Дубровский не даёт возможности крестьянам расправиться с чиновниками? -
“Нет, нет! пускай же ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня” - когда и в связи с чем Дубровский пришел к такому решению? -
Что побудило крестьян присоединиться к В. Добровскому? -
Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни кошку?
Художественные средства:
1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. 4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, заМитрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься?"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
тридесято царство.
5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительносчитать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. 4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка. 5) Риторические вопросы: А извозчики-то на что ж? Каково это? 6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
Сравнение - "Как захожий богомолец", "как сережки".
Эпитет - "низеньких околиц", "веселый пляс", "девичий смех".
Ассонанс - Не видАть кОнцА и крАЯ -
ТОлькО синь сОсет глАзА.
Инверсия - Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий
Размер
ГОй ты, РУсь, моЯ роднАя,
ХАты - в рИзах образА...
Не видАть концА и крАя -
ТОлько сИнь сосЕт глазА.
четырехстопный хорей