Мцыри — человек, который жаждет жизни и счастья, стремится к людям родным по духу. Лермонтов описывает уникальную личность, наделенную могучим темпераментом и мятежной душой. Перед нами предстает юноша, обреченный с детства на тяжелое монастырское существование, совершенно чуждое его пылкой, пламенной натуре.С самых ранних лет Мцыри был лишен семьи, родины, близких, друзей. Монастырь стал для этого человека символом рабства, жизнь в нем была похожа на плен. Монахи, окружающие его были враждебны ему, они отняли у него свободу, они не понимали Мцыри.Мы видим, что в начале поэмы автор лишь намечает характер юноши, слегка приоткрывая внутренний мир героя и внешние обстоятельства его жизни. Описывая мучительный недуг пленного мальчика, его физической слабости, Лермонтов, тем самым, подчеркивает его недоверчивость, гордость, выносливость, могучий дух, который Мцыри унаследовал от предков. Характер героя раскрывается в полной мере на исповеди.Взволнованный монолог умирающего ребенка вводит читателя в мир его тайных чувств, сокровенных дум и стремлений, объясняет причины его побега. Ведь бедный узник был одержим жаждой жизни, пламенной страстью к свободе, которая звала его в чудесный мир, где люди свободны как птицы. Мальчик хотел познать настоящую жизнь, обрести утраченную родину. Перед ним раскрывался мир, который был недоступен для него в стенах монастыря.Мцыри любуется картинами природы, вслушивается в мир звуков. Красота Кавказа просто потрясает героя. Яркие краски, многословные звуки, великолепие беспредельно голубого неба ранним утром — все эти богатства природы наполнили душу героя ощущением жизни и свободы. Он ощущает ту гармонию, единение, братство, которые не смог познать в обществе людей.Нам кажется, что Мцыри потерпел поражение. Но это совсем не так. Он сумел прожить свою жизнь в борьбе, в поиске, в стремлении к счастью и свободе. Герой одерживает личную победу. Наконец, он преодолевает духовную тюрьму, он стремится стать хозяином судьбы, а не ее рабом. В образе Мцыри автор показал судьбы реальных людей, призывая современников отказаться от апатии, пассивности, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.
"Сцена вранья" Хлестакова. (Анализ сцены из III действия комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")Шестое явление — самый яркий фрагмент третьего действия. В нем Хлестаков под влиянием впечатления, производимого им на женщин, внимания, которое оказывают ему чиновники и городничий, постепенно поднимается до таких высот лжи, что их нельзя назвать просто фантазиями. В мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целые фантастические миры — мечту современного ему меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Начав с простого привирания по поводу сочинения "стишков", Хлестаков стремительно взлетает на литературный Парнас. Слушатели узнают, что он автор многих водевилей и комедий, повестей и модных романов (например, "Юрия Милославского", автором которого был М.Н. Загоскин). Ошеломленные знакомством с такой блестящей личностью, окружающие не замечают, что среди названий прозаических произведений проскакивают и оперы "Норма", "Роберт-Дьявол". Куда тут замечать такие тонкости! Ведь общество, окружающее враля, давно забыло о том, что такое чтение книг. А тут человек на короткой ноге с самим Пушкиным, редактор известного журнала "Московский телеграф". Феерическое, волшебное зрелище! Единственное возражение Марьи Антоновны, читавшей роман Загоскина, беспощадно уничтожается её матерью и легко, непринужденно отметается Хлестаковым, сообщающим, что существуют два одноименных произведения, и он автор одного из них. Рисуясь перед женой городничего, Анной Андреевной, обманщик уверяет, что не любит церемоний и со всеми важными чиновниками в Петербурге "на дружеской ноге"; что у него самый известный в столице дом; что он дает балы и обеды, на которые ему доставляют "арбуз в семьсот рублей", "суп в кастрюльке из Парижа". Доходит и до того, что заявляет, будто домой к нему приходил сам министр, а однажды, идя навстречу курьеров, он даже управлял департаментом. "Я везде…везде…Во дворец всякий день езжу". Хлестаков так увлекается, что порой заговаривается: то он живет на четвертом этаже, то в бельэтаже.