Рядом с культурой дворянского общества существовала и другая культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала быт, нравы, фольклор деревенского простонародья, которые входят в ро ман через изображение семьи Лариных, и прежде всего Татьяны. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую ее мысли и чувства и проявившуюся в ее поведении. Уже само имя Тать яны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины иль девичьей». Дело в том, что таким именем очень редко называли дворянских девушек. Имя Татьяна стало популярным после того, как его прославил Пушкин в своем романе.Образ Татьяны сопровождают фольклорные образы. Вот эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татья ны, ее характер. Можно только догадываться, почему в одной семье Лариных возникли такие разные характеры - Ольга и Татьяна.Ольга живет бездумно, руководствуясь в своей жизни устано вившимися в дворянском поместном быту взглядами и привыч ками. Ее чувства не отличаются той глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрел такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в про изведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»)
Былина "Вольга и Микула"относится к новгородскому циклубылин. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание былины, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Вместе с тем были высказаны и другие предположения, по которым в былине воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия – Микулы и бога охоты – Вольги. Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче "покровителя земледелия на Руси".1 Тогда же Всеволод Миллер обратил внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:
Орет в поле ратай, понукивает, Сошка у ратая поскрипывает, Омешики по камешкам почеркивают, То коренья, каменья вывертывает, Да великие он каменья все в борозду валит.
Орет в поле ратай, понукивает, Сошка у ратая поскрипывает, Омешики по камешкам почеркивают, То коренья, каменья вывертывает, Да великие он каменья все в борозду валит.