ЗАДАНИЕ : 1.Продолжить имя героя:
Павел Петрович... Аркадий Иванович Евгений Васильевич..., Федосья Николаевна..., Николай Петрович, Анна Сергеевна…, Василий Иванович…, Агофоклия Куьминишна…., Екатерина Сергеевна…..
2. Как называется это описание? Выписать ключевые словосочетания. Какую роль оно играет в тексте романа?
Глава 3.. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…
3.Кто где живёт? Соотнести имя героя и место жительства: Ситников, Одинцова, Кукшина, Фенечка – Никольское, Марьино, Губернский город;
4.Выстроить в хронологическом порядке места, где происходят действия романа: Никольское, Марьино, имение Базаровых, Губернский город.
5.Объяснить смысл говорящих названий: Марьино, Новая слободка, Бобылий хутор.
6.Узнать средство эпического изображения, подписать, кто это или что это!
«Небольшая, низенькая комнатка была чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир».
«Она была удивительно сложена: её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен».
«….ни одного вечера не проводил дома, славился смелостью и ловкостью и прочёл всего пять-шесть французских книг».
«…вынул из кармана свою красивую руку с длинными розовыми ногтями».
«Длинное и худое лицо с широким лбом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета …..выражало самоуверенность и ум».
«…стиснул его обнажённую красную руку» (кто и чью?)
7. Кто сказал эти слова в романе?
«Порядочный химик в 20 раз полезнее любого поэта».
«Ненавижу я этого лекаришку. По-моему он просто шарлатан».
«Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения».
«…без принципов жить в наше время могут одни безнравственные и пустые люди».
«Я нужен России…Нет, видно не нужен»
8.Какие особенности общественной жизни второй половины 19 века отражены в столкновениях Базарова и Павла Петровича?
Павел Петрович: Аристократизм – принцип, а без принципов жить в наше время могут одни безнравственные и пустые люди.
Базаров: Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, русскому человеку они даром не нужны.
9. Кому принадлежат вещи? Микроскоп, виолончель, феска, книга Бюхнера «Сила и материя».
10. Как называется это средство эпического изображения? В какой главе оно находится?
Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом,
шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.
11. Прочитать текст и заполнить пропуски.
В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы:…………………..; а в самый тот день ……………давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. …………..уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых.
Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести "Станционный смотритель" Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции "Станционный смотритель" теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою.
Особую роль в произведении играет символика. Символика - это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки "изображали историю блудного сына". На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына - это образ самого главного героя. Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин "уходит" от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь.
"Что такое станционный смотритель?" - спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. "Сущий мученик четырнадцатого класса", потому что его чин становится его жизнью, то есть он "ограничен", он мыслит именно как "чиновник четырнадцатого класса". И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится.
Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного "ложными друзьями". Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.
На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из "бодрого мужчины" в "хилого старика".
И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется "возвращение" отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.