Мы знакомимся с царем на пиру, и автор изображает его в ореоле своего величия. они пируют и царь приказывает налить вина своим опричникам, вот только его любимец кирибеевич что-то не пьет, и позже признается царю, что влюблен в девушку алену дмитриевну. и здесь вроде бы даже появляется у нас сочувствие, ведь кажется, что кирибеевич столкнулся с неразделенной любовью. царь же говорит, что даст кольцо и пусть сватается его опричник. но есть одно но, кирибеевич влюблен в замужнюю женщину, которой он и делает недостойное предложение. далее мы знакомимся с калашниковым, который придерживается домостроя, ревнует свою жену и подозревает ее в измене, но, узнав об оскорблении, он тут же становится на защиту ее чести, чести семьи, вызвав на кулачный бой самого любимца царя кирибеевича, того самого виновника, который и нанес оскорбление.
андрий идёт по подземному ходу, попадает в католический монастырь, застав священников за молитвой. запорожец поражён красотой и убранством собора, его завораживает игра света в витражных стёклах. особенно сильно его поразила музыка.
козак с татаркой выходят в город. начинает светать. андрий видит женщину с ребёнком, умершую в голодных муках. на улице появляется обезумевший от голода человек, молящий дать ему хлеба. андрий выполняет просьбу, но мужчина, едва проглотив кусок, умирает – его желудок слишком долго не получал пищи. татарка признаётся, что всё живое в городе уже съедено, но воевода наказал не сдаваться – не сегодня завтра прибудет два польских полка.
служанка и андрий заходят в дом. где юноша видит возлюбленную. панночка стала другой: «та была прелестная ветреная девушка; эта – красавица…во всей развившейся красе своей». андрий и полячка не могут насмотреться друг на друга, юноша хотел выговорить всё то, что было у него на душе, но не мог. тем временем татарка нарезала хлеб и принесла его – панна начала было есть, но андрий её, что лучше есть по частям, иначе можно умереть. и ни слова, ни перо живописца не могли выразить то, как смотрела на козака полячка. чувства, овладевшие юношей в тот момент, были так сильны, что андрий отрекается и от отца, и от веры, и от отчизны своей – он сделает всё, чтобы служить молодой панне.
в комнате появляется татарка с радостной вестью: поляки вошли в город и везут пленных запорожцев. андрий целует панночку.
глава 7
запорожцы принимают решение напасть на дубно, отомстить за пленённых товарищей. янкель говорит тарасу бульбе, что видел андрия в городе. козак сменил наряд, коня ему дали хорошего, а сам он сияет, как монета. тарас бульба остолбенел от услышанного, но всё равно не может в это поверить. тогда янкель сообщает о готовящейся свадьбе андрия с дочерью пана, когда андрий с польским войском прогонит запорожцев из дубно. бульба гневается на еврея, подозревая его во лжи.
наутро оказывается, что многих запорожцев убили, когда те спали; из переяславского куреня взяли в плен несколько десятков воинов. начинается битва между козаками и польским войском. запорожцы пытаются разбить полк противника на части – так будет легче одержать победу.
одного из куренных атаманов убивают в бою. остап мстит за убитого в бою козака. за проявленную храбрость козаки выбирают его в атаманы (вместо убитого запорожца). и сразу же остапу предоставляется случай закрепить за собой славу мудрого лидера: как только он приказал отступать от стен города, держаться от них как можно дальше, оттуда посыпались всевозможные предметы, и многим досталось.
битва окончена. запорожцев козаки похоронили, а тела ляхов привязали к диким лошадям, чтобы волочились мёртвые по земле, по буграм, рвам и оврагам. тарас бульба размышлял почему среди воинов не было его младшего сына. он готов жестоко отомстить панночке, из-за которой отрёкся андрий от всего, что ему было дорого. но что же готовит тарасу бульбе новый день?
глава 8
из сечи приходит неутешительная весть: за время отсутствия козаков на хортицу напали татары. кошевой созывает совет, обращаясь к козакам не как начальник, а как товарищ. всеми было одобрено решение идти вслед за татарами, возвращать украденное. всеми, кроме тараса бульбы. он произносит монолог, в котором говорит о товариществе как о главной козацкой ценности – нельзя ехать за татарами, пока их товарищи сидят в польских темницах. и с кошевым согласны козаки, и с бульбой. на совет пришёл самый старый и уважаемый козак – касьян бовдюг. он предложил поделиться: кто хочет отомстить татарам, пусть идёт с кошевым, а кто хочет товарищей из польской тюрьмы освободить, пусть остаётся тут с тарасом бульбой.
козаки прощаются друг с другом, поднимают тосты за веру и сечь. чтобы враг не увидел убыль в козачьем войске, было решено напасть ночью.
андрий идёт по подземному ходу, попадает в католический монастырь, застав священников за молитвой. запорожец поражён красотой и убранством собора, его завораживает игра света в витражных стёклах. особенно сильно его поразила музыка.
козак с татаркой выходят в город. начинает светать. андрий видит женщину с ребёнком, умершую в голодных муках. на улице появляется обезумевший от голода человек, молящий дать ему хлеба. андрий выполняет просьбу, но мужчина, едва проглотив кусок, умирает – его желудок слишком долго не получал пищи. татарка признаётся, что всё живое в городе уже съедено, но воевода наказал не сдаваться – не сегодня завтра прибудет два польских полка.
служанка и андрий заходят в дом. где юноша видит возлюбленную. панночка стала другой: «та была прелестная ветреная девушка; эта – красавица…во всей развившейся красе своей». андрий и полячка не могут насмотреться друг на друга, юноша хотел выговорить всё то, что было у него на душе, но не мог. тем временем татарка нарезала хлеб и принесла его – панна начала было есть, но андрий её, что лучше есть по частям, иначе можно умереть. и ни слова, ни перо живописца не могли выразить то, как смотрела на козака полячка. чувства, овладевшие юношей в тот момент, были так сильны, что андрий отрекается и от отца, и от веры, и от отчизны своей – он сделает всё, чтобы служить молодой панне.
в комнате появляется татарка с радостной вестью: поляки вошли в город и везут пленных запорожцев. андрий целует панночку.
глава 7запорожцы принимают решение напасть на дубно, отомстить за пленённых товарищей. янкель говорит тарасу бульбе, что видел андрия в городе. козак сменил наряд, коня ему дали хорошего, а сам он сияет, как монета. тарас бульба остолбенел от услышанного, но всё равно не может в это поверить. тогда янкель сообщает о готовящейся свадьбе андрия с дочерью пана, когда андрий с польским войском прогонит запорожцев из дубно. бульба гневается на еврея, подозревая его во лжи.
наутро оказывается, что многих запорожцев убили, когда те спали; из переяславского куреня взяли в плен несколько десятков воинов. начинается битва между козаками и польским войском. запорожцы пытаются разбить полк противника на части – так будет легче одержать победу.
одного из куренных атаманов убивают в бою. остап мстит за убитого в бою козака. за проявленную храбрость козаки выбирают его в атаманы (вместо убитого запорожца). и сразу же остапу предоставляется случай закрепить за собой славу мудрого лидера: как только он приказал отступать от стен города, держаться от них как можно дальше, оттуда посыпались всевозможные предметы, и многим досталось.
битва окончена. запорожцев козаки похоронили, а тела ляхов привязали к диким лошадям, чтобы волочились мёртвые по земле, по буграм, рвам и оврагам. тарас бульба размышлял почему среди воинов не было его младшего сына. он готов жестоко отомстить панночке, из-за которой отрёкся андрий от всего, что ему было дорого. но что же готовит тарасу бульбе новый день?
глава 8из сечи приходит неутешительная весть: за время отсутствия козаков на хортицу напали татары. кошевой созывает совет, обращаясь к козакам не как начальник, а как товарищ. всеми было одобрено решение идти вслед за татарами, возвращать украденное. всеми, кроме тараса бульбы. он произносит монолог, в котором говорит о товариществе как о главной козацкой ценности – нельзя ехать за татарами, пока их товарищи сидят в польских темницах. и с кошевым согласны козаки, и с бульбой. на совет пришёл самый старый и уважаемый козак – касьян бовдюг. он предложил поделиться: кто хочет отомстить татарам, пусть идёт с кошевым, а кто хочет товарищей из польской тюрьмы освободить, пусть остаётся тут с тарасом бульбой.
козаки прощаются друг с другом, поднимают тосты за веру и сечь. чтобы враг не увидел убыль в козачьем войске, было решено напасть ночью.