ЗАДАНИЕ:Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста:
«В первой молодости моей я был мечтателем.. Но что от этого мне (осталось)?.. одна (усталость), как после ночной битвы с привидением, и (смутное воспоминание), (исполненное сожалений). В этой (напрасной борьбе) я (истощил) и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало (скучно) и (гадко)..»
Писатель рассказывает не только об уроках человечности молодой учительницы, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Жестокий и бездушный директор школы ничего не делает прямо плохого, но когда узнаёт об играх своего ученика, то он только «воздел над головой руки». И это воздел (одно слово) дополняет характеристику «правильного» директора.
Запоминается финальный диалог, воспроизводимый мальчиком, между директором школы и учительницей французского языка.
Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
-Правильно.
Ну, знаете… - Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…
У бездушного директора даже не нашлось имени для ребёнка: « Вы играете на деньги с этим?..» Грубый, чёрствый человек, у которого за плечами двадцатилетний педагогический опыт работы в школе.
Главная героиня сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев"-скромная и трудолюбивая Падчерица.Живя с Мачехой и Сестрицей,девочка трудится не покладая рук,выполняя всю работу по дому и прихоти ленивой сестры.Зимой и летом,в снег и дождь,Братья месяцы видят девочку за работой,она на речке и в лесу,в поле и огороде.Кроткая сирота,которой помыкает Мачеха-Старуха, сварливая и злая.Падчерица любит зверей,понимает природу,любуется красотой леса даже зимой.
Полная противоположность Падчерицы- Королева,взбалмошная, капризная и своенравная девчонка,живущая во дворце и правящая страной.Отдавая приказы,Королеве короче казнить человека,чем помиловать.Выросшая без родителей и должного воспитания,Королева вызывает сочувствие у окружающих, под надменностью и спесивостью скрывается бес и несамостоятельность.
Незнание законов природы и сумасбродство приводят Королеву в зимний лес,где встреча с Падчерицей меняет характер правительницы и заставляет о многом задуматься .Обе девочки сироты,выросшие без любви и ласки родителей,одну окружали грубость и злость,а вторую-притворство и лицемерие.Падчерица и Королева разбираются в людях,но по-разному видят их,обе не глупы и проницательны.
Лицемерная свита бросает Королеву на верную смерть в лесу,только старый Солдат остаётся предан своему долгу. Королева понимает,что купить можно не всё,как и повелевать можно не всеми,есть более дорогие качества,такие как честь,преданность,доброта и сочувствие.
Двенадцать месяцев преподали Королеве главный урок в её жизни, показав,что уважение заслуживают не те,кто повелевает,а приказы не могут от гибели о Королеву от замерзания в лесу,мудрые советы Солдата принесли результат,доброта Падчерицы вернула во дворец.Остаётся надежда,что Королева изменит своё поведение , и станет добрее и умнее.