более 1000 лет развивалось музыкальное искусство средневековья. это напряженный и противоречивый этап эволюции музыкального мышления - от монодии (одноголосия) к сложнейшей полифонии. в эпоху средневековья усовершенствовались многие европейские музыкальные инструменты, сформировались жанры как церковной, так и светской музыки, сложились известные музыкальные школы европы: нидерландская, французская, , итальянская, испанская и т.д.
в средние века было два основных направления в развитии музыки: духовная музыка и светская, развлекательная. при этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".
музыка была одним из инструментов религии, "подручным" средством, служившей целям церкви, а также одной из точных наук. музыка ставилась наряду с , риторикой, логикой, , астрономией и грамматикой. церковь развивала певческие и композиторские школы с упором на числовую музыкальной эстетику (для ученых той эпохи музыка была проекцией числа на звуковую материю). в этом было и влияние позднего эллинизма, идей пифагора и платона. при таком подходе музыка не имела самостоятельного значения, она была аллегорией высшей, божественной музыки.
итак, музыка делилась на 3 типа:
мировая музыка - это музыка сфер, планет. согласно музыкально-числовой эстетике эпохи средневековья каждая планета солнечной системы наделялась своим звуком, тоном, и движение планет создавало небесную музыку. помимо планет своим тоном наделялись и времена года.человеческая музыка - каждый орган, часть тела, душа человека наделялись своим звуком, которые складывались в гармоничное созвучие.инструментальная музыка - искусство игры на инструментах, музыка для увеселения, низший тип иерархии.
духовная музыка была вокальной, хоровой, а светская - инструментально-вокальной. инструментальная музыка считалась легкой, несерьезной, и, музыкальные теоретики той эпохи не воспринимали ее всерьез. хотя менестрельное ремесло требовало от музыкантов большого исполнительского мастерства. музыкальный теоретик средневековья гвидо аретинский (конец x века) дает следующее определение музыке:
«музыка – это движение вокальных звуков».
в этом определении средневековый музыкальный теоретик выразил отношение к музыке всей европейской музыкальной культуры той эпохи.
музыкальные жанры церковной и светской музыки
источником духовной музыки средневековья была монастырская среда. песнопения разучивались в певческих школах на слух и распространялись в церковной среде. в виду появления большого многообразия напевов католическая церковь решила канонизировать и регламентировать песнопения, отражающие единство христианской доктрины.
таким образом, появился хорал, ставший олицетворением церковной музыкальной традиции. на его основе сложились и другие жанры, созданные специально для определенных праздников, богослужений.
духовная музыка средневековья представлена следующими жанрами:
хорал, григорианский хорал - одноголосное религиозное песнопение на латыни, четко регламентированное, исполнялся хором, некоторые разделы - солистоммесса - главное богослужение католической церкви, состоящее из 5 устойчивых частей (ординариум) - i. kyrie eleison (господи, помилуй), ii. gloria (слава), iii. credo (верую), iv. sanctus (свят), v. agnus dei (агнец божий).литургия, литургическая драма - пасхальное или рождественское богослужение, где григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами, литургии исполнялись хором, партии персонажей (марии, евангелиста) - солистами, иногда появлялись некоторые подобия костюмовмистерия - литургическая драма с развернутым сценическим действием, костюмамирондель (рондо, ру) - многоголосный жанр зрелого и позднего средневековья, опирался на авторскую мелодию (в отличие от канонизированного хорала), которая исполнялась в импровизационной манере солистами, вступавшими по очереди (ранняя форма канона)проприум - часть жанра мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря (в отличие от неизменной части мессы - ординариума)антифон - наиболее древний жанр хоровой церковной музыки, основанный на чередовании партий двумя хоровыми группами
произведения о музыке писали многие авторы,складывались былины и сказки и народ наделял музыку и музыкальные инструменты волшебными свойствами, музыке добро побеждало зло,а человека музыка делала лучше,добрее,богаче душой и мудрее мыслями.
сказка-быль "садко" рассказывает удивительную о купце,который своей игрой на гуслях очаровал морского царя.сила и красота его музыки обратила внимание и святого старца,николая угодника.читая садко ,можно представить себя на дне морском и услышать удивительную струнную музыку.фрагменты из оперы римского-корсакова дадут нам представление о звучании "морской музыки",с арфы,скрипки,виолончели вокруг раскинется океан музыки.
братья гримм написали сказку "бременские музыканты",где всех объединила любовь к музыке и умение её исполнять.композитор гладков написал замечательную музыку к этой сказке.
"соловей" г.андресена победил смерть живой музыкой,в которой есть душа.послушаем романс "соловья" алябьева и почувствуем очарование живой музыки.
множество стихотворений стали основой для музыкальных произведений.глинка написал музыку к знаменитому пушкинскому произведению "я помню чудное мгновенье",рахманинов написал романс "сирень" на стихи о. слободской.
"повесть о слепом музыканте " короленко -чувства главного героя можно передать ,прослушав произведения альбинони,глюка.состояние главного героя чудесная музыка,с оттенком грусти.
рассказ паустовского "корзина с еловыми шишками" ,где встреча композитора с девочкой определила её судьбу, понять прекрасное,что такое красота музыки.прослушав произведение грига "утро",можно увидеть встречу девочки и великого мастера,а "лунная соната" бетховена точно передаст чувства,которые дагни испытала после концерта.
мир музыки и поэзии созвучен,прозу можно услышать в мелодии,а музыка чудес , волшебства сказок и былин, делают нашу жизнь прекрасней.
более 1000 лет развивалось музыкальное искусство средневековья. это напряженный и противоречивый этап эволюции музыкального мышления - от монодии (одноголосия) к сложнейшей полифонии. в эпоху средневековья усовершенствовались многие европейские музыкальные инструменты, сформировались жанры как церковной, так и светской музыки, сложились известные музыкальные школы европы: нидерландская, французская, , итальянская, испанская и т.д.
в средние века было два основных направления в развитии музыки: духовная музыка и светская, развлекательная. при этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".
музыка была одним из инструментов религии, "подручным" средством, служившей целям церкви, а также одной из точных наук. музыка ставилась наряду с , риторикой, логикой, , астрономией и грамматикой. церковь развивала певческие и композиторские школы с упором на числовую музыкальной эстетику (для ученых той эпохи музыка была проекцией числа на звуковую материю). в этом было и влияние позднего эллинизма, идей пифагора и платона. при таком подходе музыка не имела самостоятельного значения, она была аллегорией высшей, божественной музыки.
итак, музыка делилась на 3 типа:
мировая музыка - это музыка сфер, планет. согласно музыкально-числовой эстетике эпохи средневековья каждая планета солнечной системы наделялась своим звуком, тоном, и движение планет создавало небесную музыку. помимо планет своим тоном наделялись и времена года.человеческая музыка - каждый орган, часть тела, душа человека наделялись своим звуком, которые складывались в гармоничное созвучие.инструментальная музыка - искусство игры на инструментах, музыка для увеселения, низший тип иерархии.духовная музыка была вокальной, хоровой, а светская - инструментально-вокальной. инструментальная музыка считалась легкой, несерьезной, и, музыкальные теоретики той эпохи не воспринимали ее всерьез. хотя менестрельное ремесло требовало от музыкантов большого исполнительского мастерства. музыкальный теоретик средневековья гвидо аретинский (конец x века) дает следующее определение музыке:
«музыка – это движение вокальных звуков».
в этом определении средневековый музыкальный теоретик выразил отношение к музыке всей европейской музыкальной культуры той эпохи.
музыкальные жанры церковной и светской музыкиисточником духовной музыки средневековья была монастырская среда. песнопения разучивались в певческих школах на слух и распространялись в церковной среде. в виду появления большого многообразия напевов католическая церковь решила канонизировать и регламентировать песнопения, отражающие единство христианской доктрины.
таким образом, появился хорал, ставший олицетворением церковной музыкальной традиции. на его основе сложились и другие жанры, созданные специально для определенных праздников, богослужений.
духовная музыка средневековья представлена следующими жанрами:
хорал, григорианский хорал - одноголосное религиозное песнопение на латыни, четко регламентированное, исполнялся хором, некоторые разделы - солистоммесса - главное богослужение католической церкви, состоящее из 5 устойчивых частей (ординариум) - i. kyrie eleison (господи, помилуй), ii. gloria (слава), iii. credo (верую), iv. sanctus (свят), v. agnus dei (агнец божий).литургия, литургическая драма - пасхальное или рождественское богослужение, где григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами, литургии исполнялись хором, партии персонажей (марии, евангелиста) - солистами, иногда появлялись некоторые подобия костюмовмистерия - литургическая драма с развернутым сценическим действием, костюмамирондель (рондо, ру) - многоголосный жанр зрелого и позднего средневековья, опирался на авторскую мелодию (в отличие от канонизированного хорала), которая исполнялась в импровизационной манере солистами, вступавшими по очереди (ранняя форма канона)проприум - часть жанра мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря (в отличие от неизменной части мессы - ординариума)антифон - наиболее древний жанр хоровой церковной музыки, основанный на чередовании партий двумя хоровыми группамипроизведения о музыке писали многие авторы,складывались былины и сказки и народ наделял музыку и музыкальные инструменты волшебными свойствами, музыке добро побеждало зло,а человека музыка делала лучше,добрее,богаче душой и мудрее мыслями.
сказка-быль "садко" рассказывает удивительную о купце,который своей игрой на гуслях очаровал морского царя.сила и красота его музыки обратила внимание и святого старца,николая угодника.читая садко ,можно представить себя на дне морском и услышать удивительную струнную музыку.фрагменты из оперы римского-корсакова дадут нам представление о звучании "морской музыки",с арфы,скрипки,виолончели вокруг раскинется океан музыки.
братья гримм написали сказку "бременские музыканты",где всех объединила любовь к музыке и умение её исполнять.композитор гладков написал замечательную музыку к этой сказке.
"соловей" г.андресена победил смерть живой музыкой,в которой есть душа.послушаем романс "соловья" алябьева и почувствуем очарование живой музыки.
множество стихотворений стали основой для музыкальных произведений.глинка написал музыку к знаменитому пушкинскому произведению "я помню чудное мгновенье",рахманинов написал романс "сирень" на стихи о. слободской.
"повесть о слепом музыканте " короленко -чувства главного героя можно передать ,прослушав произведения альбинони,глюка.состояние главного героя чудесная музыка,с оттенком грусти.
рассказ паустовского "корзина с еловыми шишками" ,где встреча композитора с девочкой определила её судьбу, понять прекрасное,что такое красота музыки.прослушав произведение грига "утро",можно увидеть встречу девочки и великого мастера,а "лунная соната" бетховена точно передаст чувства,которые дагни испытала после концерта.
мир музыки и поэзии созвучен,прозу можно услышать в мелодии,а музыка чудес , волшебства сказок и былин, делают нашу жизнь прекрасней.