Сегодня мы познакомимся с музыкой М. П. Мусоргского (1833 – 1881) – великого русского композитора. Он очень любил природу России, её красоту и неповторимость. Услышим одно из самых известных его сочинений – «Рассвет на Москве – реке» (вступление к опере «Хованщина).
Ваша задача: внимательно это сочинение и ответить на ряд во см. таблицу). Для того, чтобы правильно ответить на них, вам необходимо воспользоваться таблицей «Средства музыкальной выразительности» (см. файл). А главное – это внимательность при слушании музыки. Слушайте, думайте, фантазируйте. Поверьте в себя. Вы хорошо справитесь с этой практической работой.
2. Практическая работа по восприятию музыки.
№
во ответы
1
Какой характер мелодии?
Песенный, танцевальный, маршевый (выберите!)
2
Как звучит музыка?
3
Какой темп?
4
Какая динамика? Как она меняется?
5
Какой лад?
6
Определите регистр звучания.
7
Сколько частей в музыке?
8
Какие инструменты вы услышали?
9
Попробуйте описать словами то, что происходит в музыке. Какую картину вы представили?
2.Все четыре части симфонии объединены одной мыслью: "От тьмы - к свету, через борьбу - к победе". Яркая музыка, конкретный смысл дают право толковать всю симфонию, как грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Финал симфонии знаменует собой победу и торжество человечества над силами зла и насилия.
3.Характер музыки постепенно меняется от грозного и напряжённого в 1-ой части, тревожного во 2-ой, затаённого в 3-ей, к торжественному, блестящему, победному маршу в финале.
4.Содержание и основную идею симфонии ярче всего отражает "тема судьбы", проходящая через все части.
5. Тема судьбы впервые звучит в самом начале 1-ой части.
6. О теме судьбы, своего рода лейтмотиве из четырёх нот с характерным стучащим ритмом, сам Бетховен говорил: "Так судьба стучится в дверь".
7.Тема судьбы в несколько изменённых видах присутствует во всех частях симфонии.
8. В 4-ой, финальной части симфонии живо и непосредственно отражена музыка эпохи Французской революции - марши, шествия, массовые празднества победившего народа.
2. Из мотива судьбы рождаются главная и побочная темы 1-ой части.
3. Разработка построена на теме судьбы.
4. В кульминации разработки на fortissimo в оркестровом tutti звучит тема судьбы. Этот момент совпадает с началом репризы.
5. В репризе перед появлением побочной партии возникает внезапная остановка, солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу.
6. Первая часть симфонии заканчивается большой кодой.
7. В коде с новой силой наступает мотив судьбы, вновь звучат его яростные угрозы.