КАРМЕН (фр. Carmen) — героиня новеллы П.Мериме «Кармен» (1845), молодая испанская цыганка. Образ К. формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Существенно, что все трое повествователей — мужчины, каждый из которых по-своему участвует в «портретировании» К. Рассказчику-путешественнику, озабоченному этнографическими изысканиями, К. «является» на набережной Гвадалквивира. Юная цыганка поражает любознательного и добропорядочного филистера своей «странной, дикой красотой» и экстравагантностью поведения. К. для путешественника — вполне чуждое ему порождение чужого мира, психологический курьез, этнографическая достопримечательность. «Приспешница дьявола» вызывает у ученого француза интерес, смешанный с отчуждением и страхом. Экспозиция образа героини — это ее портрет на набережной, «в свете сумрачном, струящемся от звезд» на фоне темно-синей реки. К. словно включается в систему природных феноменов, которым она сродни. В дальнейшем рассказчик сравнивает цыганку то с волком, то с молодой кордовской кобылицей, то с хамелеоном. Второй повествователь, разбойник и контрабандист Хосе Наварро, пишет портрет героини «красками любви». Смутившая душу Хосе, заставившая его изменить солдатской присяге, вырвавшая героя из естественной для него среды, К. рисуется ему колдуньей, самим дьяволом, а то просто «хорошенькой девчонкой». Но непреодолимо влекущая, преступная и загадочная цыганка по существу чужда своему любовнику так же, как недолго ее наблюдавшему путешественнику. Непредсказуемость героини, видимая алогичность ее поведения, наконец, ее ворожба видятся Хосе враждебными проявлениями цыганского образа жизни. Третий (и самый важный) повествователь — это автор. Его голос возникает из сложной контрапунктации голосов рассказчика-этнографа и Дона Хосе, а также из прихотливых композиционных эффектов. Тем не менее, его голос сливается с голосами двух наблюдаемых повествователей, отношения с которыми у автора складываются «конфликтные».
1. Все образы воплощаются в музыке при различных средств музыкальной выразительности. -Эпические образы - образы, изображающие сражения, подвиги как целого народа, так и отдельного героя. Пример: кантата "Александр Невский" С.Прокофьева (Ледовое побоище) -Персонаж, воплощающий драматический образ, как правило, находится в тяжелой или безвыходной ситуации и пытается из нее выбраться (успешно или безуспешно). Особое внимание уделяется не столько чувствам героев, сколько их действиям. Пример: опера "Пиковая дама" П.Чайковского. Офицер Герман влюблен в наследницу графини, но его состояние не оставляет никаких шансов на успех. -Лирический герой является отражением чувств и эмоций самого композитора, который как бы вкладывает самого себя в лирического героя. В отличие от драматического образа, лирический показывает прежде всего чувства. Пример: прежде всего это, конечно же, романсы ("Я Вас любил.." на стихи А.Пушкина), а также произведения композиторов периода романтизма (Шопен, Рахманинов, Чайковский, Мендельсон и др.)
2. а) Песня - вокальное произведение, которое представляет собой стихотворный текст, положенный на музыку. б) Танец - вид искусства, представляющий собой движения одного или нескольких танцоров, объединенные общим замыслом и представляющие собой единую композицию. в) Марш - музыкальный жанр: синхронизированные одновременные движения группы людей. Музыкальное сопровождение может как и отсутствовать, так и присутствовать (чаще всего задействованы барабаны и прочие ударные инструменты).
КАРМЕН (фр. Carmen) — героиня новеллы П.Мериме «Кармен» (1845), молодая испанская цыганка. Образ К. формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Существенно, что все трое повествователей — мужчины, каждый из которых по-своему участвует в «портретировании» К. Рассказчику-путешественнику, озабоченному этнографическими изысканиями, К. «является» на набережной Гвадалквивира. Юная цыганка поражает любознательного и добропорядочного филистера своей «странной, дикой красотой» и экстравагантностью поведения. К. для путешественника — вполне чуждое ему порождение чужого мира, психологический курьез, этнографическая достопримечательность. «Приспешница дьявола» вызывает у ученого француза интерес, смешанный с отчуждением и страхом. Экспозиция образа героини — это ее портрет на набережной, «в свете сумрачном, струящемся от звезд» на фоне темно-синей реки. К. словно включается в систему природных феноменов, которым она сродни. В дальнейшем рассказчик сравнивает цыганку то с волком, то с молодой кордовской кобылицей, то с хамелеоном. Второй повествователь, разбойник и контрабандист Хосе Наварро, пишет портрет героини «красками любви». Смутившая душу Хосе, заставившая его изменить солдатской присяге, вырвавшая героя из естественной для него среды, К. рисуется ему колдуньей, самим дьяволом, а то просто «хорошенькой девчонкой». Но непреодолимо влекущая, преступная и загадочная цыганка по существу чужда своему любовнику так же, как недолго ее наблюдавшему путешественнику. Непредсказуемость героини, видимая алогичность ее поведения, наконец, ее ворожба видятся Хосе враждебными проявлениями цыганского образа жизни. Третий (и самый важный) повествователь — это автор. Его голос возникает из сложной контрапунктации голосов рассказчика-этнографа и Дона Хосе, а также из прихотливых композиционных эффектов. Тем не менее, его голос сливается с голосами двух наблюдаемых повествователей, отношения с которыми у автора складываются «конфликтные».
-Эпические образы - образы, изображающие сражения, подвиги как целого народа, так и отдельного героя.
Пример: кантата "Александр Невский" С.Прокофьева (Ледовое побоище)
-Персонаж, воплощающий драматический образ, как правило, находится в тяжелой или безвыходной ситуации и пытается из нее выбраться (успешно или безуспешно). Особое внимание уделяется не столько чувствам героев, сколько их действиям.
Пример: опера "Пиковая дама" П.Чайковского. Офицер Герман влюблен в наследницу графини, но его состояние не оставляет никаких шансов на успех.
-Лирический герой является отражением чувств и эмоций самого композитора, который как бы вкладывает самого себя в лирического героя. В отличие от драматического образа, лирический показывает прежде всего чувства.
Пример: прежде всего это, конечно же, романсы ("Я Вас любил.." на стихи А.Пушкина), а также произведения композиторов периода романтизма (Шопен, Рахманинов, Чайковский, Мендельсон и др.)
2. а) Песня - вокальное произведение, которое представляет собой стихотворный текст, положенный на музыку.
б) Танец - вид искусства, представляющий собой движения одного или нескольких танцоров, объединенные общим замыслом и представляющие собой единую композицию.
в) Марш - музыкальный жанр: синхронизированные одновременные движения группы людей. Музыкальное сопровождение может как и отсутствовать, так и присутствовать (чаще всего задействованы барабаны и прочие ударные инструменты).