Задание 2 ( ). Как работать с текстом Прочитайте отрывок из Конституции РФ и выполните задание с опорой на материал видеоконсультации к уроку. • Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на …разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13). • Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка… (статья 19). • Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26). • Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). А) О чем говорится в этом отрывке? Как вы думаете, зачем в Конституции РФ были выделены эти пункты? Б) Сформулируйте правила, которые бы объясняли, как нужно относиться к людям другой национальности. ответ должен содержать не менее 5 правил.
Экономическая система — это организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
За долгий период своей истории, человечество, пытаясь найти наиболее оптимальные ответы на данные вопросы, использовало различные варианты экономических систем, из многообразия которых экономическая наука выделяет четыре основных типа:
•традиционную;
•централизованно-регулируемую;
•рыночную;
•смешанную;
Экономическая система.
Известны разные разграничения основных типов экономических систем.
Один из них предложен К. Марксом. В соответствии с ним основой организации экономики и общественной жизни в целом является господствующая форма собственности.
Второй типы экономических систем различаются по характерным для них координации, упорядочения хозяйственной деятельности и всей общественной жизни.
Третий типы экономических систем различают по тому, какая отрасль хозяйства в них преобладает, а также по уровню технологического развития.
Согласно К. Марксу две экономические системы основаны на общественной собственности - первобытнообщинный и коммунистический строй. Ещё три системы основаны на частной собственности на средства производства – рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй.
Для определения принадлежности экономической системы к тому или иному типу, как правило, используются два основных признака:
•форма собственности на средства производства, показывающая, кто именно ими владеет;
управления экономической деятельностью, дающий представление о том, кто именно принимает решения о распределении производственных ресурсов.
Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов "что, как и для кого" лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению. В экономической жизни, прежде всего, ценится преемственность, придающая традиционной системе определенную устойчивость и стабильность. Однако налицо и недостатки данного хозяйствования - отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ.
В основе централизованно-регулируемой экономической системы лежит государственный монополизм, то есть господство государства в экономике. Именно государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат. Государство является собственником всех средств производства. Управление экономикой осуществляется при командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение) . Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем. Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
1) познавательная (мировоззренческая). (Например, полотна И. Левитана познавать красоту русской природы, ментальности русского человека);
2) компенсаторная (утешительная). (Например, поэзия И. Бродского женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);
3) коммуникативная. (Например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников);
4) воспитательная. (Например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил поведения в обществе).