ЗАНЯТИЕ 6. ГИДРОСФЕРА (2 ч) Ключевые слова: ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ, СОСТАВ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА, НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ГИДРОСФЕРЫ, ЭФТРОФИКАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ
Задания: Задание 1. Дополните предложение:
Гидросфера – это …………………. оболочка или все природные воды Земли, объединенные глобальным круговоротом ……………….. и ;
Задание 2. Установите соответствие:
Гидросфера включает следующие виды вод (в скобках доля от общего объема вод в гидросфере, %, по М.И. Львовичу, 1974):
а) мировой океан; б) пары атмосферы; в) ледники;
г) подземные воды; д) воды суши.
Объемная доля их: 1 – 94,0 %; 2 – 1,7 %; 3 – 0,001 %; 4 – 4,3 %; 5 – 0,03%.
ответ: 1 – ……; 2 – …….; 3 – ………; 4 – …………; 5 – ……….
Задание 3. ответьте на вопросы:
Почему Земля является единственной планетой Солнечной системы, обладающей водной (жидкой) оболочкой? Чему равны термодинамические параметры атмосферы Земли?
Средняя температура приземного слоя атмосферы ; Нормальное давление_ ;
Задание 4. Дополните предложение:
Гидросфера уже … млрд лет назад была представлена следующими тремя составляющими:
1. (мировой океан, речные, почвенные, озерные воды, ледники);
2. (воды литосферы);
3. (парообразная вода атмосферы).
Задание 5. Дополните предложения:
С общеэкологических позиций важно понять, что именно эволюцией гидросферы планеты определились в……………. условия развития органического мира на Земле, состоянием гидросферы они определяются в ………………… и будут определяться в
………………... Поэтому на Земле зародилась и сохранилась жизнь – ……………
материя. Развитие всего органического мира связано с эволюцией …………………
оболочки Земли.
Задание 6. ответьте на вопрос:
Какого свойства из 4-х фундаментальных свойств гидросферы известным вам не хватает в нижеприведённом перечне?
1) единство и «всюдность» природных вод; 2) ;
3) геологически вечная подвижность воды;
4) высокая химическая активность воды.
Задание 7. Дополните предложения:
Чем определяется единство природных вод:
а) легким переходом воды из одного фазового состояния в другое. В пределах земных температур известно три состояния: ………………….., ,
………………………... Плазменное состояние воды существует при …………………
температурах и давлениях в глубоких частях недр;
б) единым генезисом воды на Земле ( , – результат дегазации магмы);
в) постоянным присутствием в воде компонентов.
Задание 8. Выберите два правильных ответа:
Единство природных вод определяется:
1. Особым строением молекулы воды;
2. Легким переходом воды из одного фазового состояния в другое;
3. Единым генезисом воды на Земле;
4. Геологически вечной подвижностью воды.
Задание 9. ответьте на вопрос:
Почему строение и свойства воды обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития жизни на Земле?
…………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
Задание 10. ответьте на вопрос:
Почему происходит движение?
Движение может происходить под действием: а) ;
б) ;
в) ………………………………….
Задание 11. Выберите два правильных варианта ответа:
Эвтрофикация поверхностного водоема – это:
1. Интенсивное загрязнение водной среды промышленными стоками;
2. Тепловое загрязнение водной среды водоёма;
3. Биологическое загрязнение водоёма;
4. Повышение биологической продуктивности водоемов в результате накопления в воде биогенных веществ.
Задание 12. Установите правильную последовательность между этапами нарушения равновесия экосистемы в результате эвтрофикации водоёма:
1. Превращение озера в болото (расходование всех запасов кислорода);
2. Размножение фитопланктона (сине-зеленых водорослей);
3. Вторичное загрязнение (отмирание водорослей);
4. Обогащение биогенами (почва и удобрение);
ответ: .
Задание 13. ответьте на вопрос:
Какие вы знаете три основных «назначения» воды в жизни планеты и человечества?
1.
2.
3.
Задание 14. Приведите в соответствие название природных вод и их содержание растворенных в ней веществ:
1) пресные;
2) минерализованные;
3) рассолы.
а) в 1 л менее 1–50 г вещества; б) в 1 л менее 1 г вещества;
в) в 1 л более 50 г вещества.
ответ: 1 –………; 2 –………; 3 –………. .
Задание 15. Поставьте на первые 2 места из перечисленных ниже только те виды отраслей промышленности, которые имеют наибольший сброс загрязнённых сточных вод в водные объекты?
Легкая, газовая, нефтедобывающая, химическая, тепловая и атомная энергетика, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство, гидроэнергетика, судоходство, рыбное хозяйство, деревообрабатывающая.
ответ: 1 –………………………………; 2 ;
Опасность на ХОО реализуется в виде химических аварий. Химической аварией называется авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей природной среды.
В результате мгновенного (1–3 минуты) перехода в атмосферу части вещества из емкости при ее разрушении образуется первичное облако. Вторичное облако АХОВ — в результате испарения разлившегося вещества с подстилающей поверхности. Чрезвычайные ситуации с химической обстановкой такого типа возникают при аварийных выбросах или проливах используемых в производстве, хранящихся или транспортируемых сжиженных аммиака и хлора.
Возможный выход облака зараженного воздуха за пределы территории химически опасного объекта обусловливает химическую опасность административно-территориальной единицы, где такой объект расположен. В результате аварии на ХОО возникает зона химического заражения.
На внешней границе зоны смертельных токсодоз 50% людей получают смертельную токсодозу. На внешней границе поражающих токсодоз 50% людей получают поражающую токсодозу. На внешней границе дискомфортной зоны люди испытывают дискомфорт, начинается обострение хронических заболеваний или появляются первые признаки интоксикации.
В очаге химического заражения происходят массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Объяснение:
Если кратко:О здоровом образе жизни общества всегда думало государство. Степень такой заботы скорее разная, равно как и разная степень членов общества к такому стремлению.
Проблема сохранения и укрепления здоровья творчески развитой личности была заложена еще многовековой историей человечества. На протяжении всего развития человека занимала мысль об обеспечении крепкого здоровья, радостного ощущения жизни, поэтому он стремился к разгадке тайны здоровья и вечной молодости.
Укрепление здоровья, совершенствование гигиенической культуры и формирование потребности в физических и духовных основах здорового образа жизни с раннего детства явились основой системы философских, педагогических взглядов А.Кунанбаева, Ы.Алтынсарина. Так, великий Абай в «Словах назидания» воспевает такие нравственные качества как ум, трудолюбие, нравственная чистота помыслов, необходимость ведения нравственного и физического самосовершенствования подрастающего поколения.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Здоровье человека – важнейший социальный индикатор общественного развития, своеобразное зеркало социально-экономического благосостояния страны, оно является одной из главнейших проблем современной науки, т.к. здоровье населения определяет состояние общества и государства, в целом.
Так, согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков», т.е. здоровье в этом определении рассматривается как противопоставление болезни. По определению, данному в медицинской энциклопедии, «это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой».
Так, здоровый образ жизни – это социально-практическая деятельность обучающегося по сохранению, укреплению, развитию физического и психического здоровья. Она представляет собой совокупность достижений в сохранении здоровья людей и отражает уровень валеологических знаний, умений, навыков и опыта в освоении норм, принципов, традиций здорового образа жизни.