Вказахстане развита добывающая и перерабатывающая промышленность и в последние пять лет темпы роста этих отраслей наращиваются. строятся и вводятся в эксплуатацию крупные промышленные объекты, что приводит к повышению загрязнения воздуха, к ухудшению экологи казахстана вцелом. за много лет в республике скопилось более двадцати миллиардов тонн отходов, около трети из которых токсичны. основная часть этих отходов – результат деятельности горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности, предприятия чёрной металлургии, , производство стройматериалов. несмотря на то, что крупные компании и правительство разрабатывают программы по борьбе с загрязнением воздуха, экология в казахстане оставляет желать лучшего. большой проблемой является утилизация попутного и природного газов при добыче углеводородов. при сжигании попутного газа на факелах происходят выбросы в атмосферу окислов азота, диоксида серы, сажи. наиболее вредные производства – это свинцово-цинковое в районе усть-каменогорска, свинцово-фосфатное в шимкенте, фосфорная промышленность тараза, хромовые предприятия актюбинска. наиболее загрязнён атмосферный воздух над восточно-казахстанской, карагандинской, павлодарской областями. в городах казахстана основной вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт. низкое качество используемого топлива и отсутствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увеличение количества автомобилей в городах, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окиси углерода, свинца и др.
основу женского наряда составляла длинная широкая рубаха, похожая на , она была со сборками у ворота и длиной до щиколотки. шили её из прямоугольных кусков ткани. рубаху носили подпоясанной. чаще всего рубахи шили из ткани красного цвета, а также из синей, жёлтой, зелёной и белой материи.
поверх рубахи женщины надевали длинный, расширенный книзу сарафан. застежками служили мелкие пуговицы. повседневные сарафаны были синего цвета, праздничные — красного. по всем швам праздничный сарафан украшали цветными каймами — однотонными или узорчатыми. в московской губернии преобладали два вида сарафанов: саян (или кумашник) и круглый. саян был косоклинный, его носили на распах или сшивали передние полотнища между собой. круглый сарафан был прямым, с лямками, за пределами московской губернии его называли московским. передняя часть костюма могла быть закрыта длинным прямым передником на лямках, доходящим до колен. на ногах в допетровское время женщины носили сапожки или полуботинки на каблучках. в xviii в. кожаную обувь носили только городские жительницы, в деревнях были лапти, а сапоги стали частью праздничного костюма. полушубки и суконные армяки служили верхней одеждой.
до замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. после замужества крестьянки прятали девичью косу под кику. и женщины и девушки носили кокошники которые отделывались золотом, жемчугом или бисером. у девушек кокошник был похож на венец, у замужних кокошник был закрытый, с донышком. поверх кокошника надевали большой платок, концы которого закалывали под подбородком или обвязывали вокруг шеи. во второй половине xix в. стали популярны яркие платки с набивным рисунком.
украшениями были стеклянные и жемчужные бусы, кольца и тяжелые серьги. женщины на шее носили монисто — ожерелье из бус, позже к нему подвешивались кресты и образки. были широко распространены жемчуг и бирюза.
позднее народный костюм был вытеснен ситцевыми платьями и костюмами из длинной юбки и кофточки с баской. дополнением к ним служили ботинки из козлиной шкуры на пуговицах или шнуровке.
основой мужского костюма также составляла прямая рубаха до колен. носили рубаху навыпуск и обязательно с нешироким поясом или кушаком. мужские рубахи украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту. к рубахе надевали прямые широкие штаны, которые называли «порты», шили их из домотканых материалов, как правило, в синюю, белую, красную или чёрную полоску. в xix веке в гардеробе крестьян появились штаны с вшитым поясом, застегивавшимся на пуговицу, клинообразными вставками с внутренней стороны штанин и карманами. московские бедняки могли позволить себе носить только рубаху, штаны, обувь с онучами или чулками, это была их уличная. и одежда.
летом мужчины носили чёрный сермяжный кафтан и . в богатом московском уезде кафтаны шили из тонкого сукна, из дальних стран. простые жители города одевались в скромные кожухи или полушубки, богатые москвичи — в кожухи, декорированные дорогой материей, кружевами, драгоценными камнями. для того, чтобы показать свой достаток богачи носили верхнюю одежду не только для тепла зимой, но и весной и летом. шубы подпоясывались кушаками, тканными из шерсти или шелка. на голову надевали войлочную шляпку, имеющие небольшие отвороты, а зимой — меховые колпаки.
в московской губернии из пяти видов сарафанов носили в то время два. один назыавлся саян или кумашник. он имел косоклинную форсу, мог быть как на распах, так и сшитый спереди. немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории кездов московской губернии называли круглым, а за её пределами -московский. "московец".сверху сарафана надевали душегреи.
основу женского наряда составляла длинная широкая рубаха, похожая на , она была со сборками у ворота и длиной до щиколотки. шили её из прямоугольных кусков ткани. рубаху носили подпоясанной. чаще всего рубахи шили из ткани красного цвета, а также из синей, жёлтой, зелёной и белой материи.
поверх рубахи женщины надевали длинный, расширенный книзу сарафан. застежками служили мелкие пуговицы. повседневные сарафаны были синего цвета, праздничные — красного. по всем швам праздничный сарафан украшали цветными каймами — однотонными или узорчатыми. в московской губернии преобладали два вида сарафанов: саян (или кумашник) и круглый. саян был косоклинный, его носили на распах или сшивали передние полотнища между собой. круглый сарафан был прямым, с лямками, за пределами московской губернии его называли московским. передняя часть костюма могла быть закрыта длинным прямым передником на лямках, доходящим до колен. на ногах в допетровское время женщины носили сапожки или полуботинки на каблучках. в xviii в. кожаную обувь носили только городские жительницы, в деревнях были лапти, а сапоги стали частью праздничного костюма. полушубки и суконные армяки служили верхней одеждой.
до замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. после замужества крестьянки прятали девичью косу под кику. и женщины и девушки носили кокошники которые отделывались золотом, жемчугом или бисером. у девушек кокошник был похож на венец, у замужних кокошник был закрытый, с донышком. поверх кокошника надевали большой платок, концы которого закалывали под подбородком или обвязывали вокруг шеи. во второй половине xix в. стали популярны яркие платки с набивным рисунком.
украшениями были стеклянные и жемчужные бусы, кольца и тяжелые серьги. женщины на шее носили монисто — ожерелье из бус, позже к нему подвешивались кресты и образки. были широко распространены жемчуг и бирюза.
позднее народный костюм был вытеснен ситцевыми платьями и костюмами из длинной юбки и кофточки с баской. дополнением к ним служили ботинки из козлиной шкуры на пуговицах или шнуровке.
основой мужского костюма также составляла прямая рубаха до колен. носили рубаху навыпуск и обязательно с нешироким поясом или кушаком. мужские рубахи украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту. к рубахе надевали прямые широкие штаны, которые называли «порты», шили их из домотканых материалов, как правило, в синюю, белую, красную или чёрную полоску. в xix веке в гардеробе крестьян появились штаны с вшитым поясом, застегивавшимся на пуговицу, клинообразными вставками с внутренней стороны штанин и карманами. московские бедняки могли позволить себе носить только рубаху, штаны, обувь с онучами или чулками, это была их уличная. и одежда.
летом мужчины носили чёрный сермяжный кафтан и . в богатом московском уезде кафтаны шили из тонкого сукна, из дальних стран. простые жители города одевались в скромные кожухи или полушубки, богатые москвичи — в кожухи, декорированные дорогой материей, кружевами, драгоценными камнями. для того, чтобы показать свой достаток богачи носили верхнюю одежду не только для тепла зимой, но и весной и летом. шубы подпоясывались кушаками, тканными из шерсти или шелка. на голову надевали войлочную шляпку, имеющие небольшие отвороты, а зимой — меховые колпаки.
в московской губернии из пяти видов сарафанов носили в то время два. один назыавлся саян или кумашник. он имел косоклинную форсу, мог быть как на распах, так и сшитый спереди. немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории кездов московской губернии называли круглым, а за её пределами -московский. "московец".сверху сарафана надевали душегреи.