Народний депутат України – Малишко, у міжсесій¬ний період роботи Верховної Ради України під час зустрічі з виборцями дізнався про системні порушення у діяльності Регіонального відділення центру занятості в Чернівецькій області. Маючи на меті їх усунення, Малишко направив керівни¬ку даної державної установи, Гавриленко депутатський запит, оформлений на бланку народного депутата України із за¬значенням номера свого депутатського посвідчення. У запиті депутат на¬самперед вимагав надати йому інформацію про всі працевлаштування за останній рік. Гавриленко, попередньо ознайомившись зі змістом надісланого запиту, відмовився його розглядати, пославшись на те, що на ньому не має ви¬хідного номеру Верховної Ради України.
Наскільки юридично вмотивованою є позиція Гавриленка щодо відмови розглядати отриманий депутатський запит?
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.
В соответствии с той же статьей давать указания о производстве процессуальных действий прокурор не может (такое полномочие есть только в отношении дознания - п. 4), давать указания относительно избрания конкретной меры пресечения прокурор также не может.
Таким образом, лишь требование об изменении квалификации обвинения правомерно. Что касается производства очных ставок, прокурор может лишь указать на неполноту расследования, отсутствие необходимых доказательств и необходимость устранить нарушения закона. Указать какие конкретно следственные действия необходимо провести прокурор не может, т.к. в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.
Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.Действительно в настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.
Обычай сохраняет значимость лишь в той мере, какой полезен для применения закона (в дополнение к закону).
В современных правовых условиях «обычай» как правило, трактуется неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие обыкновение. Обыкновение играет большую роль в регулировании торговых отношений и определяется, как правило, сложившейся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям.