Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях.(Чичеров В.И.) А. Синявский говорит о том, что сказка преследует, прежде всего, развлекательно-эстетические задачи, а не задачи утилитарные или воспитательные. Сказка не учит, как надо жить, а если и учит то делает это попутно и без нажима. У сказки специфическая поэтика. Сказка – жанр эпический, прозаический. Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям. Н.В.Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались байками (баять - говорить). Человек, рассказывающий сказки назывался бахарем. Наиболее распространенное мнение о том, как появилась сказка следующее: сказка пришла на смену мифу. Миф (Пропп) это рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Иссякающая вера превращает миф в сказку. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси (10-11века, Померанцева). Отношение к сказке было двояким: развлекательный жанр, интерес к его содержанию, запрещение сказки, гонения на сказочников. Не только фольклорные, но и литературные сказки перестали издавать в 20 веке. В 1930е гг в защиту этого жанра выступил М.Горький. Он признал право на жизнь старых сказок и призвал создавать новые, которые будут развитию в человеке творческого начала, будут признаками новой культуры. С конца 18 века, в отдельных случаях и раньше, сказку стали записывать, на основе народных создавать литературные сюжеты. Большую роль играла личность сказочника. Сказки разыгрывались – театр одного актера. Ценилось знание и разнообразие сказочных сюжетов. В.Г.Белинский в статье «О народных сказках» предпринял первую попытку классифицировать их, разделив на два рода – богатырские и сатиристические (виден быт народа, его домашняя жизнь, лукавый русский ум). От Белинского остался призыв записывать сказки под диктовку народа. А.Н. Афанасьев систематизирует сказки, положив в их основу классификации время создания сказок и сюжет. Он выделяет сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные (новеллистические) и докучные сказки. Вне этой классификации сказки условно делятся на произведения для детей и произведения для взрослых, а так же сказки и для той и другой аудитории. Бродячий сюжет (см пред вопрос) Теги: Народная сказка, повествовательное художественное произведение, воспитательные и развлекательные цели, Чичеров, Синявский, развлекательно-эстетические задачи, жанр эпический, разновозрастная аудитория, Новиков, Древняя Русь, байки, бахарь, Миф, Пропп, рассказ о божествах, иссякающая вера, Киевская Русь, 10-11 века, Померанцева, Развлекательный жанр, гонение на сказочников, 1930, Горький, старые и новые сказки, развитие творческого начала, конец 18 века, литературные сюжеты, личность сказочника, театр одного актера, Белинский, богатырские, сатиристические, Афанасьев, классификация, бытовые, о животных, авантюрные, докучные, волшебные, произведения для разной аудитории, бродячий сюжет.
Вспомнился мне такой случай из моего раннего детства. Иду я в школу, и вижу стоят четверо взрослых ребят увидили что я еще мал, и решили что очень слаб подходят и говорят, отдовай все что у тебя есть, я испугался и пытался убежать от них но они все равно догнали меня,я отдал им все что у меня было,но это увидел парень постарще их четверых подошел к ним, и сказал верните парню то что вы у него отобрали или вам будет очень плохо, парни вернули все что у меня отобрали я подумал и сказал этому парню за то что ты заступился за меня я это не когда не забуду и вот до сих пор я помню этого смелого парня.