1. Круг жизненных явлений, изображённых в произведении, круг событий, образующих
основу произведения:
а) сюжет;
б) идея;
в) тема;
г) композиция.
2. Какому историческому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова
«Бородино»?
а) Полтавской битве;
б) Куликовской битве;
3) Бородинскому сражению.
3. К какому роду литературы относится повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе»?
а) к эпосу;
б) лирике;
в) к драме.
4.В кого могла превращаться Медной горы Хозяйка?
а) в ящерку;
б) в оленя;
в) в птицу.
5. Дом-музей в Пензенской губернии. Усадьба Тарханы. Кто из русских писателей провёл
здесь своё детство?
6. От чего Маруся, по мнению Валека, была невесёлая?
а) от серого камня;
б) от болезни;
в) от отсутствия куклы.
7. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером»?
а) Васютка, «Васюткино озеро», В.П.Астафьев;
б) Герасим, «Муму», И.С.Тургенев;
в) Никита, А.П. Платонов «Никита».
8. Соотнесите героя и название произведения.
1) Герасим А) «Тёплый хлеб»
2) Филька Б) «Васюткино озеро»
3) Костылин В) «Муму»
4) Тыбурций Г) «В дурном обществе»
9.Какое изобразительно-выразительное средство языка использует С.Я. Маршак в предложении: «Она (падчерица) у нас людей боится, будто зверушка лесная»?
а) олицетворение;
б) сравнение;
в) аллегорию.
10. Найди соответствия: к каждому существительному подбери эпитет из стихотворения И.С.Никитина «Утро».
Свет алый
Роса чуткий
Вода росистая
Камыш зеркальная
Тропинка серебристая
В тексте выделены обстоятельства причины и цели. Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам.
1. Пловец (погрузился по какой причине?) с усталости (предл. + сущ.) в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина (вскружилась по какой причине?) с похвал (предл. + сущ.) вскружилась голова, (спёрло по какой причине?) от радости (предл. + сущ.) в зобу дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться (гл.). 4. По улицам слона водили, как видно, (водили с какой целью?) напоказ (наречие). 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву и рвутся вон на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел (с какой целью?) мириться (гл.) к вам, совсем (пришёл с какой целью?) не ради ссоры (предл. + сущ.).
Подчеркните обстоятельства места и времени.
1. Пловец с усталости в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу (где? → места) дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день (когда? → времени) зашел к ручью (куда? → места) напиться. 4. По улицам (где? → места) слона водили, как видно, напоказ. 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву (где? → места) и рвутся вон (куда? → места) на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.
Обстоятельства подчеркнуть _._._
1) Культура не только рождается жизнью, но и она рождает жизнь. 2) В Индии два миллиона богов и все они почитаются. 3) Вечерние тени уже разливались в воздухе, да узкая полоска неба алела отблеском зари. 4) Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. 5) Одна туча погрузить во мрак целую роду одно слово так же омрачить величайшее счастье. 6) В Плюшкине стала заметнее обнаруживаться скупость, и сверкнувшая в жёстких волосах седина, верная подруга её ей ещё развиться.
Объяснение: