1. “Не” с наречиями пишется слитно, если:
а) наречие не употребляется без частицы НЕ
б) наречие употребляется в форме множественного числа
в) наречие употребляется в форме сравнительной степени
2. “Не” с наречиями пишется раздельно, если:
а) наречие употребляется в форме множественного числа
б) наречие употребляется в предложении с противопоставлением
в) наречие не употребляется без частицы НЕ
3. В каком из представленных вариантов НЕ с наречием пишется слитно:
а) не(?)добрый, а злой
б) не(?)очень
в) не(?)престанно
4. В каком из представленных вариантов НЕ с наречием пишется раздельно:
а) не(?)чище, а грязнее
б) не(?)избежно
в) не(?)лепо
5. В каком из словосочетаний НЕ с наречием пишется слитно:
а) жить не(?)богато, а бедно
б) не(?)естественно улыбаться
в) светить не(?)тускло, а ярко
6. В каком из словосочетаний НЕ с наречием пишется раздельно:
а) не(?)шумно войти в комнату
б) не(?)разрывно связаны
в) двигаться не(?)резко, а плавно
7. Указать предложение, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:
а) Разгоряченный, (не) сразу замечаю холод воды.
б) Лошадь трусит и (не)доуменно шевелит ушами.
в) Я (не)произвольно взглянул на свои руки.
8. Указать предложение, в котором НЕ с наречием пишется слитно:
а) В домах и на улицах горел свет, и улицы были тихими, но (не) по-ночному, а по-вечернему: прохожих было много.
б) Печку мы раскалили (не)совсем докрасна, и в блиндаже стало жарче.
в) В нашей лодке помещались рация и аккумуляторы, обернутые клеенкой, чтобы в них (не)взначай не проникла вода.
9. Указать предложение, в котором НЕ с наречием пишется слитно:
а) И какой-то Сергей (не) по-ленинградски крепкий, движется быстро.
б) Всей семьей щенка выходили, он быстро окреп и как-то (не) заметно вырос.
в) Небо, конечно, (не) всегда было млечным, а звезды бледными.
10. В каком из вариантов НЕ с наречием пишется раздельно:
а) (не)много нас
б) (не) плохо, а хорошо
в) (не)заметно вырос
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать ее. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
формирование умелого использования разнообразных лексических средств, правильного словоупотребления в различных ситуациях; повышение речевой культуры и грамотности, овладение нормами культуры речи, развитие смысловой точности, выразительности и логичности речи, обогащение словарного запаса учащихся, предупреждение речевых и стилистических ошибок; приобщение учащихся к образцам художественной речи, воспитание интереса и бережного отношения к родному языку, любви к своему отечеству.Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если свободно владеть литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Этой цели посвящена программа курса «Лексическое богатство русского языка», в основе которой лежит изучение лексической стилистики, науки об умелом выборе языковых средств.
Эта программа является предметным курсом, имеющим цель углубления базового материала по лексике русского языка, так как лексическая стилистика не является отдельным курсом школьной программы, а лингвистическая подготовка должна быть всесторонней. Одного повышения орфографической и пунктуационной грамотности недостаточно, так как учащиеся должны демонстрировать и общую речевую культуру уметь свободно выражать свои мысли, находить точные слова и образные выражения, выбирать нужные части речи. Учащиеся 5-6 классов знакомятся с первоначальными сведениями о лексике как о разделе языка, с основными лексическими пластами, с такими понятиями, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, многозначность слова, прямое и переносное значение. Учащиеся же старших классов не могут похвастаться хорошим знанием секретов лексической стилистики, а на речевые и стилистические ошибки обращают внимание в последнюю очередь. И все же нередко стилистические недочеты в школьных сочинениях, на выпускных и вступительных экзаменах становятся главной причиной низких оценок. В связи с этим настоящий курс ставит перед собой следующие цели:
Отвечая на вопрос о счастье, одни находят его в материальном благополучии, другие - в общении, третьи - в работе, и четвертые - в любви... Наверное, сколько людей, столько и представлений о счастье.
Может ли счастье быть вечным? Нет, как и сама жизнь. Мы часто забываем о том, что наша жизнь слагается из дней, из этих самых дней, в течение которых ты ешь, спишь, работаешь, бездельничаешь. Мы забываем о том, что если день сегодня был ни то ни се, то, значит, часть твоей жизни тоже была ни то ни се.
Все откладываем на какое-то "завтра", которое может и не наступить: забываем, что жизнь не театр, где на следующем представлении можно сыграть лучше. Не распускай себя разговорами о том, что будешь хорошим завтра, новую жизнь начнешь завтра. Каждая настоящая минута - это вчерашнее завтра. Нужно помнить об этом. Держать себя в руках. Нельзя жить, как та обезьяна, которая при людях ест ложкой, а как только остается одна, запускает в миску пятерню.
Каждую минуту своей жизни помнить, что ты человек, - в этом, наверное, и состоит счастье. Счастье быть человеком