1. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов
«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном
чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом
возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная
история, всё и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на
протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых
мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных
потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре?
(8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая
лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там
южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское,
пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы
реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького
города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе
перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч
примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и чтомы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём
белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не
стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди
природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими
учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали
свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие
строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета?
(16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у
Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А
живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они
не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского
писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и
богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но,
главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни
Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста
шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды,
перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё
больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто
бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не
только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в
душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти
годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о
деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только
материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают
чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.
(28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича
Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина,
у Паустовского и Леонова.
1.Укажите словосочетание в прямом значении:
D) желтые листья
2. Укажите пословицу с антонимом:
D) Ласточка день начинает, а соловей кончает.
3. Найди фразеологический оборот:
D) Родиться в рубашке.
4. Укажите числительное с мягким знаком на конце
E) 15 этажей
5. Числительное является количественным:
B) Восемь
6. Укажи ряд с синонимами:
A) Знаменитый, известный
7. Порядковое числительное:
B) Тринадцатый
8. Укажи ряд с синонимами:
B) Большой, огромный.
9. Какое числительное склоняется как существительное 3 склонения
B) 10
10. Какое числительное склоняется как имя прилагательное
B) седьмой
11. Словосочетание является синонимом фразеологического оборота «не терять головы»:
E) быть серьезным
12.Это фразеологизм:
C) Рука об руку.
13. Укажите правильный вариант
В отчете было упоминание о 374 жителях, не диспансеризацию.
B) О трехстах семидесяти четырех.
14.Укажите сложные числительные
D) двадцать пять, тридцать шестой
15. Укажите, как склоняется числительное «четыреста»
C) Изменяются обе части
16. Склонение числительного «один» в сочетании с существительными мужского рода
B) Один, одного, одному ,один, одним, об одном.
17.Укажите фразеологизм
C) на скорую руку
18. Ь пишется в середине числительных
B) в числительных от 50 до 80,от 500 до 900
19. Укажите слова с приставками-антонимами:
A) приехать-уехать
20. Укажите собирательные числительные
D) Девять,четверо
21. Раздел науки о языке ,который изучает фразеологизмы:
C) фразеология
22. Укажите разряд числительного в тысяча девятьсот восьмом году:
B) составное
23. Укажите синтаксическую роль числительного в предложении:
Изложение написали за двадцать минут.
C) Обстоятельство.
24. Числительные, состоящие из двух и более слов
B) Составные.
25. Укажите предложение со сложным числительным
B) Вороны живут до трехсот лет.
Синтаксический разбор
Ветер срывает одинокие листочки с деревьев , свистит и гудит по ночам в трубах.
Ветер (что? подлежащее, выражено сущ., подчёркиваем 1 чертой) срывает (что делает? сказуемое, выражено глаг., подчёркиваем 2 чертами) одинокие (какие? определение, выражено прилаг., подчёркиваем волнистой линией) листочки (что? дополнение, выражено сущ., подчёркиваем тире) с (предлог, берем в треугольник) деревьев (с чего? дополнение, выражено сущ., подчёркиваем тире ИЛИ откуда? обстоятельство места, выражено сущ., подчёркиваем точка тире) , свистит (что делает? сказуемое, выражено глаг., подчёркиваем 2 чертами) и (союз, обводим в кружок) гудит (что делает? сказуемое, выражено глаг., подчёркиваем 2 чертами) по (предлог, берем в треугольник) ночам (когда? обстоятельство, выражено сущ., подчёркиваем точка тире) в (предлог, берем в треугольник) трубах (где? обстоятельство места, выражено сущ., подчёркиваем точка тире).
1. Это простое предложение
2. Повествовательное
3. Невосклицательное
4. Двусоставное
5. Распространённое
6. Осложнено однородными глаголами-сказуемыми