(1) Сегодня Цветочный город проснулся рано. (2) Вчера жители узнали, что лес на другом берегу Огурцовой реки полон грибов: белых и лисичек, волнушек и маслят, опят и груздей. (3) Наступило время грибы собирать. (4) Хотя делать это коротышкам было нелегко. (5) Ведь приходилось пилить грибы на части. (6) Коротышки тащили их по кусочкам. (7) Но дружных малышей и малышек ничто не пугало. (8) Они, как муравьи в муравейнике, собирались все вместе и справлялись с любым делом. (9) К тому же Знайка, Винтик и Шпунтик все время придумывали какие-нибудь усовершенствования для сбора грибов. (10) Сначала применяли работавшие на газированной воде автомобильчики и подъемные краны. (11) А однажды осуществили грандиозный проект, слава о котором достигла Змеевки и Солнечного города. (12) Они наладили доставку грибов по грибопроводу.
(13) - Знайка, а как же заставить грибы двигаться по трубе? – спросил Винтик.
14) – Используем воздушный шар, - ответил ему Знайка.(По Н. Носову)
- Выполните задания к тексту
1. Выпишите из предложения 6 все словосочетания, в каждом из них укажите главное и зависимое слово.
2. Укажите вид предложения 2 по количеству грамматических основ.
3. Среди предложений 9 – 12 укажите предложение, в котором нет однородных членов.
4. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
5. Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово. Составьте схему однородных членов.
6. Укажите номер предложения с обращением.
7. Укажите номер предложения, которое содержит реплику Знайки. Запишите это предложение в виде прямой речи.
8. Укажите среди предложений 1 – 8 номер предложения, в котором постановка знаков препинания объясняется следующим правилом: «Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой».
9. Произведите синтаксический разбор предложения 6
Сказка про слона (не моя )
Жил-был слон со слонихой. И родился у них слоненок. Де не очень-то простой. Была у слоненка кожа белая, словно белоснежный песок на пляже у моря.
Все диву давались, откуда такой необычный зверек появился, ведь белых слонов до этого никто в джунглях не видал. Стали все звери над слоненком потешаться, смеяться над ним и язвить.
Грустно стало бедному слоненку, что его все обижают из-за его необычной внешности. Решил он пойти, куда глаза глядят.
Шел бедный маленький слоненок день, шел два. И тут пустился страшный ливень, все скрыла сплошная водная пелена. Спрятался белый слоненок под раскидистой пальмой и начал ждать, пока пройдет дождь. И вот ливень прекратился, и слоненок пошел дальше.
И вдруг увидел он глубокую яму. А в яме той сидел лев. Белый слоненок заглянул в яму и решил льва. Он начал бросать в яму камешки и веточки, чтобы лев смог на них стать и выбраться из ловушки.
Наконец лев выбрался из ямы. Он поблагодарил белого слоненка за и вместе с ним вернулся домой. Там лев рассказал о доброте белого слоненка и приказал всем зверям уважать малыша и ценить его доброту.
Зверям стало совестно, что они обижали белого слоненка за его внешность. С тех пор они больше не смели его трогать и относились к нему почтительно. Ведь судить нужно по делам, а не по внешнему обличью.
1. При образовании действительных причастий настоящего времени (суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-) ударение обычно сохраняется на том же слоге, что и у глаголов в настоящем времени: звони́т – звоня́щий, слу́жит – слу́жащий.
2. Действительные причастия времени (суффиксы -ш-, -вш-) обычно имеют ударение на том же слоге, что и неопределённая форма глагола: поня́ть – поня́вший, приня́ть – приня́вший, нача́ть – нача́вший, допи́ть – допи́вший.
3. Ударение в страдательных причастиях времени с суффиксами -ен-/-енн- определяется по форме глагола настоящего (простого будущего) времени.