1.в этом бессоюзном сложном предложении второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом: а) если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до березы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол березы остается прохладным. б) я вошел в избу: огромный сундук , две лавки и стол возле печи составляли всю ее мебель. в) старший сержант молчал: не надо мешать командиру принимать решение. г) санька приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь. 2. в этом бессоюзном сложном предложении второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом: а)михаил лежал и думал: в берёзово мутные ручьи бегут вдоль раскисших от грязи тротуаров по мостовой, пахнет отогретой землей, свежей сыростью. б) я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. в)я не виню: в тот страшный час вы поступили благородно, вы были правы предо мной. г) ей [полине] повезло: за исключением автоцистерны да трех мотоциклистов, никто не попался ей, не остановил ее за всю ночь. 3. в этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие, т.к. второе поясняет первое: а) к завтра всё было готово столбы для флагов выбелены, картины развешены, площадь обильно полита из длинных зеленых бочек. б) на улице было неприятно шел дождь, с севера порывисто дул ветер. в) вечерами возле сруба все население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается. г) поезд ушел быстро его огни вскоре исчезли, через минуту уже не было слышно шума. 4. в этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие, т.к. второе поясняет первое: а) со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. б) вспыхнувшее пламя освещает безрадостную картину на кромке льда вповалку лежат олени, там же виднеется трое заледеневших нарт. в) колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом. г) в доме мало- нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь; послышались по двору чьи-то шаги; на сеновале кто-то чихнул. 5. в этом бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов: а) ах, и сам я в чаще звонкой увидал вчера в тумане: рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани. б) алексей вспомнил: лежал он в маленькой темной земляной норе; слегка чадя, потрескивая и роняя искры, горела воткнутая в стену лучина. в) вдруг мужики с топорами явились: лес зашумел, застонал, затрещал. г) волки хорошо знали: на гладком речном льду копытное животное не сопротивляться. 6. в этом бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов а) ехали сюда рожь - только начинала желтеть. б) хуже было другое расцепив: отекшие руки, он почувствовал, что не может встать. в) понял иванов: осмотр дал невеселые результаты и дела его приятеля плохи. г) тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости!
2)б, г
3)а, б
4)а,г
5)а, б, г
6)в, г