1) всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут наиболее быстрому и легкому общению. 3) дело в том, что отклонения от произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной языка. 8) орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.
(р.и. аванесов)
1. определите тему текста.
2. выпишите ключевые слова, отражающие его основную мысль. оформите запись в виде цитаты.
3. из 1-го предложения выпишите все словосочетания, определите их связи.
4. понаблюдайте над лексикой текста:
а) выпишите из 1-го и 2-го предложений контекстуальные синонимы;
б) укажите многозначные слова (не менее трех), употребляемые в тексте в переносном значении.
5. определите образования слов «разнобой», «единообразное».
6. укажите в 1-м предложении слово, морфемный состав которого соответствует схеме: корень, суффикс, суффикс, окончание.
7. докажите, к какой части речи принадлежит слово «полностью» (предложение 2-е). используйте морфологический разбор.
8. найдите предложение, в котором оборот с союзом «как» имеет значение «в качестве». запишите номер этого предложения.
9. подберите по два однокоренных слова к словам «местность», «отклонения».
10. определите тип речи. дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?
1. Бессонница__. Гомер__. Тугие паруса__. - Назывные, гл.член - подлежащее, выраженное существительным.
2. Мне грустно==. - Безличное, гл.член - сказуемое, выражен категорией состояния.
3. Шёпот__, робкое дыханье__, трели__ соловья. - Назывные, гл.член - подлежащее, выраженное существительным.
4. Не жалею==, не зову==, не плачу==. - Определенно личные, гл.член - сказуемое, выраженное глаголом.
5. Люблю== грозу в начале мая. - Определенно-личное, гл.член - сказуемое, выраженное глаголом.
Объяснение: подлежащее__, сказуемое==.
1. Оттого что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло.
(Оттого что ... ) , [ ... ].
Придаточное причины
2. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
[ ... ] , (ибо ... ).
Придаточное причины
3. Лёд посинел и местами вздулся, так что идти по нему было опасно.
[ ... ] , (так что ... ).
Придаточное следствия
4. Вследствие того что мы встали рано, мы рано вступили с бивака.
(Вследствие того что ... ) , [ ... ].
Придаточное причины
5. Погода была холодная и ветреная, так что сугробы намело выше окон.
[ ... ] , (так что ...).
Придаточное следствия
6. Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь.
[ ... ] , (... ли ... ).
Придаточное изъяснительное
7. Все товарищи, которые участвуют в обсуждении вопроса, должны высказать свои предложения.
[ ... , (которые ... ) , ... ].
Придаточное определительное