1. Запишите словосочетания и грамматические основы. Укажите вид глаголов, тип подчинительной связи. Почуял опасность, не чаял увидеть, затеяли игру, реяло на ветру, растаял весной, щекочет лицо, звуки слышатся, стена рушится, артиллерия движется, молния блещет, ветки колышутся, листья держатся, флаги трепещут, они клеят, спортсмены борются, зерно перемелется, старушка дремлет, огородник полет грядки.
Выпишите глаголы с суффиксом –ва-, запишите их видовые пары (глаголы без суффикса –ва-), формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
Образец: узнавать – узнать – узнаю.
Расклеивать, согревать, присутствовать, смешивать, воспевать, голосовать, придавать, одеваться, волноваться, задавать, перебивать, преследовать, усиливать, потребовать, добиваться, досадовать, сравнивать, закрывать, торжествовать, подкрадываться, оглядываться, высмеивать, укладывать, сознаваться, жаловаться.
Много лет назад я приметил непонятное явление в заливных лугах на Оке. Цветы там растут не беспорядочно, а по "плану". Местами они собираются в отдельные клумбы. Местами же среди обычных трав вдруг тянется извилистая лента одинаковых цветов. Я видел это с небольшого самолёта, который прилетает в луга опылять от комаров болотца.
Годами глядел я на длинные ленты разнообразных цветов, восхищался ими, но не знал причины этого явления. И вот у писателя Пришвина я нашёл это объяснение, и было оно всего лишь в единственной строчке. "Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов". Я прочёл это, и сразу всё прояснилось. Полосы цветов вырастают там, где весной проносится талая вода и оставляет после себя плодородный ил. Это и есть цветочная карта весенних потоков.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, троп: (А) 9 «бани прекрасны» (предложение 17) и (Б) 6 «контейнеры мытья» (предложение 8) не только понять историю появления ванны, но и представить, как они выглядели. А в истории появления первых бань и отношения автора к этому явлению в жизни людей такие синтаксические средства выразительности, как (В) 1 (например, предложения 19, 20) и (Г) 2 (предложения 1, 21).
Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) восклицательные предложения
3) ирония
4) вводные слова
5) литота
6) метафора
7) парцелляция
8) противопоставление
9) эпитет