11 1. прочитайте текст. выполните . (1) в материальном мире большое не уместишь в малом.(2) в сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. (3) если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. (4) надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. (6) поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) это хорошо показал достоевский в «преступлении и наказании».(8) главное действующее лицо этого произведения – родион раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. (9) цель далека и несбыточна, а преступление реально. (10) оно ужасно и ничем не может быть оправдано. (11) стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (12) надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. (13) общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. (14) научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. (15) если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. (16) может быть, не сразу, но, в конечном счете! (17) когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. (18) соблюдать большое надо во всем решительно.(19) тогда все легко и просто. (по д.лихачеву) из предложений 14-19 выпишите краткие прилагательные. из предложений 13-15 выпишите прилагательное в превосходной степени. из предложений 4-5 выпишите определительные местоимения. из предложения 8 выпишите все местоимения. из предложения 2 выпишите переходный глагол. из предложений 6-12 выпишите страдательное причастие. из предложения 15 выпишите производный глагол. из предложений 15- 19 выпишите субстантивированные прилагательные (перешедшие в существительные). из предложений 3-5 выпишите все частицы. из предложения 2 выпишите все частицы. из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью «». среди предложений 9-15 найдите простые односоставные безличные предложения. укажите их номера. среди предложений 3-9 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. напишите номера этих предложений. среди предложений 6-19 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. напишите номер этого предложения. среди предложений 6-12 найдите предложение с нераспространенным приложением. укажите его номер. найдите в тексте предложения с вводными конструкциями. напишите номера этих предложений. среди предложений 6-19 найдите сложносочиненные предложения. напишите номера этих предложений. среди предложений 1-12 найдите предложения с придаточными изъяснительными. напишите номера этих предложений. среди предложений 6-19 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. напишите номер этого предложения. среди предложений 1-12 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. напишите номер этого предложения.
Из предложений 14-19 выпишите краткие прилагательные: легко и просто (19)
Из предложений 13-15 выпишите прилагательное в превосходной степени: дороже всего.
Из предложений 4-5 выпишите определительные местоимения: всего, каждом.
Из предложения 8 выпишите все местоимения: этого. он, которые,
Из предложения 2 выпишите переходный глагол: уместить.
Из предложений 6-12 выпишите страдательное причастие: оправдано.
Из предложения 15 выпишите производный глагол: стремиться
Из предложений 15- 19 выпишите субстантивированные прилагательные (перешедшие в существительные): ученый, ученым, большое.
Из предложений 3-5 выпишите все частицы: бы, только.
Из предложения 2 выпишите все частицы: же, не.
Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью
управление: оправдывает средства.
Среди предложений 9-15 найдите простые односоставные безличные
предложения. Укажите их номера: 11,12.
Среди предложений 3-9 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложений: 4,5.
Среди предложений 6-19 найдите предложение с обособленным
распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения: 8.
Среди предложений 6-12 найдите предложение с нераспространенным приложением. Укажите его номер: 8.
Найдите в тексте предложения с вводными конструкциями.
Напишите номера этих предложений: 3, 13, 16.
Среди предложений 6-19 найдите сложносочиненные предложения. Напишите номера этих предложений:9,14.
Среди предложений 1-12 найдите предложения с придаточными
изъяснительными. Напишите номера этих предложений: 5, в 8 одна из частей.
Среди предложений 6-19 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения: 17.
Среди предложений 1-12 найдите предложение с последовательным
подчинением придаточных: 8.