6 класс Проверочная работа «Наклонения глаголов»
1. Найти глаголы, определить их наклонение
1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы.
2.Я сыграл бы на рояле, коль умел бы.
3.Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.
4.Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.
5.Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.
6.Вытрите пыль с письменного стола.
7.Пожар снежком не погасишь.
8.На печи не храбрись, а на поле не трусь.
9.Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?
2. Образовать от глаголов формы трёх наклонений.
Образец: РАБОТАТЬ – работает, работай, работал бы
СРАЖАТЬСЯ, ЛИКОВАТЬ, УЧИТЬ, СТРОИТЬ.
3. Записать текст, вставить буквы, расставить знаки препинания. Выполните задания.
Марс бл.жайший с.сед нашей Земли. Что (бы) вы увидели, если (б) побывали там? Глубокие д.лины кратеры потухших вулканов русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимает(?)ся ветер начинают(?)ся страшные пылевые бури. Ученые посылают к нему автоматических разве.чиков чтобы они узнали о жизн(е,и) на этой планет(е,и).
А) Составьте схемы предложений 1-3.
Б) Укажите номера сложноподчиненных предложений.
В) Выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение, вид, наклонение, время, лицо, число, род.
Г) Выполните морфологический разбор – поднимается.
Д) Разберите по составу – узнали.
4. Запишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
(Он) подыщ.т работу, (он) дополн.т ответ, дыш.тся легко, засе.шь поле, обкле.шь обоями, вытр.шь насухо, колыш.тся знамена, народ бор.тся, снег та.т, все завис.т от обстоятельств, брод.шь по аллеям, он ненавид.т ложь, сказанного не ворот.шь, ты все мож.шь, солнце гре.т, окно заиндеве.т, слыш.шь все шорохи, хоч.тся выиграть. ответ
[ т ] — звук цоканья копыт лошади.У лошадь есть подковы,а когда лошадь идёт слышен топот.
[ п ] — прибавляется ритм звуку [ т ] . Т т п т п т п п п т т. Выделенные звуки показывают.что в одно время лошадь пошла по другому типу земли (такому,где у лошади мягко звучит подкова,а подчёркнутые звуки,там где под конец земля стала такая,что слышно цоканье).
Согл. допол. звуки: [ л ' ] , [ т ' ].
[ л ' ] — дополнительный звук,который издаёт тихий ветерок,но в то время этот тихий ветер несёт с собой пыль от нажатия подков на землю. В одно время даже идёт слегка дождик (моросит),а лошадь наступает на мелкие лужи.
[ т ' ] — так же подхватывает звук [ л ' ] . Будто [ л ' ] создаёт маленькие капельки и звук , что лошадь наступила на мелкую лужу, а [ т ' ] капли стукаются об что то и лошадь наступает уже на большие лужи.
Так же дополнительные и гласные звуки,они создают в то же время быстроту и медленность.