7 архитектурных чудес Казахстана Прочитай тексты. Cравни стили текстов этих текстов. Выбери правильный ответ. Текст 1 – стиль. Текст 2 – стиль. Текст 3 – стиль Первый текст: В далекие времена в широкой казахской степи жил человек, он разводил и пас скот. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, он огораживал пространство вокруг себя ветками деревьев и укрывал их шкурами животных. Как-то проснувшись, он подумал: «Если сегодня целый день будет светить солнце, то весь день будет удачным!» Так и случилось… Подошел снова вечер, и человек подумал: «Если солнце будет со мной всегда, значит и удача меня не покинет!» Он подумал и решил сделать солнце своими руками. Из веток дерева, он сделал жерди-лучи, а из длинного гибкого ствола дерева свернул кольцо и установил его в своем круглом жилище над головой в самом центре. Получился купол, похожий на солнце. Вечером человек укрывал его снаружи шкурами, и его сон был спокойным и счастливым. А утром открывал, и его жилище озарял солнечный свет, несущий благополучие и счастье. Так появилась юрта. Человек этот прожил долго и счастливо. Своим детям передал он это деревянное солнце в наследство как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям… Сколько с тех пор времени, никто не знает, но до сих пор жилище казахов – юрта, имеет круглую форму. И если ты войдешь в юрту, поднимешь голову, то в самом центре увидишь это деревянное солнце – шанырак, который создает дом и бережет его покой. Второй текст: Нас пригласили в юрту. Просторная кошомная юрта оказалась настолько чистой, настолько опрятной, уютной. Кажется, ничего нет приятней в степи летом, как в жару зайти в полутемную, чистую, просторную юрту… Из истории я знаю, что юрта была основным жилищем кочевого казахского народа. Она была очень удобна для кочевания. В юрте казахи жили круглогодично, и летом, и зимой. Зимой юрта покрывалась дополнительным слоем войлока. Летом в юрте было просторно, там создавался микроклимат быстрому отдыху уставшего человека. Юрты по размерам были следующими: 4-канатными, 6-канатными, 8-канатными, 12-канатными. По убранству юрты назывались: ақ орда, хан орда, қараша үй, лашық, айылайша, ұранқой, жолым үй. Юрты богатых людей издалека привлекали своими размерами и красотой. Юрты бедняков располагались отдельно от аула бая. Юрта состоит из кереге, двери, уыков, шанырака. Кереге называют круговую решетчатую стену юрты. Уыки соединяли кереге и шанырак. Шанырак – самая высокая часть юрты, служила остовом. У казахов шанырак считался священным. Внешняя часть юрты – это различные войлочные кошмы, которыми покрывали юрту. Они назывались туырлық, үзік, түндік. Они не пропускали слишком много солнца в юрту, а также предохраняли от осадков, сохраняли микроклимат в юрте. Обычно, юрты богатых казахов украшались белым войлоком, различными узорами. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку, подставку на ножках для постели (жүкаяқ), сундук и кебеже (разновидность сундука для хранения продуктов). В середине находился очаг. На нем готовили пищу, обогревали жилище. Сборка и разборка юрты требуют умения и большой сноровки, я точно не смогу … Да, теперь понимаю, почему юрта – самое совершенное из переносных жилищ. День, проведенный на джайляу и в настоящей юрте, я, конечно, запомню на всю жизнь. Третий текст: О, мой дом, Моя юрта, Ты светла, как дворец... Был великим и мудрым Твой безвестный творец. Он создал тебя смело, Будто песню сложил. Купол неба примером Для работы служил. Он хотел, Чтоб отныне Мог всегда Сын степей Чуять запах полыни, Слышать топот коней! Чтобы в юрту светила Голубая звезда!... Не ломалась в беде И в огне не горела, Не тонула в воде. И, не ведая страха, Открывалась с утра, Словно сердце казаха, Для тепла И добра! Как все просто и мудро Понял я, наконец: Мир – огромная юрта, Что светла, Как дворец! Музафар Алимбаев
(1)В голубом небе мы видим белое облако, похожее на гористый остров. (2)Ветер в облаке дует не так, как на земле: не с севера или запада, а снизу вверх, как в фонтане. (3)Нагреваясь у поверхности земли, как у дна горячей кастрюли, воздух громадными пузырями летит вверх. (4)Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (5)Чтобы лёд тяжёлой коркой не покрыл самолёт, в наше время используют специальные противообледенительные системы.
Задание 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.
2) Предложение 2 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами.
3) В предложении 3 грамматическая основа — воздух пузырями летит вверх.
4) Предложение 4 — сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
Решение.
Для решения задания необходимо провести синтаксический разбор предложений.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением. – верно, «похожее на гористый остров».
2) Предложение 2 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами. – верно, «как на земле», «как в фонтане».
3) В предложении 3 грамматическая основа — воздух пузырями летит вверх. – неверно, грамматическая основа «воздух летит».
4) Предложение 4 — сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. – неверно, последовательное подчинение придаточных.
Спишите отрывок из произведения Абая. Расставьте знаки препинания. • Подчеркните союзы, определите типы союзов. • Повторите правила пунктуации в сложносочиненных предложениях, исполь- зуйте материалы рубрики “Консультация”. Известно что наукой овладевает тот кто испытывает жажду по- знания. Но одного стремления тут мало. Даже сам процесс приоб- ретения знаний должен быть подчинён определённой системе. В противном случае, поиски могут оказаться напрасными. Во-первых, ты должен точно уяснить, для чего тебе необходима наука. Не для обогащения или приобретения каких-нибудь мир- ских благ, стремись к науке. Если ты страстно увлечён ею то бо- гатством для тебя явится каждое твое открытие, устранение самого незначительного пробела в твоих знаниях. Нет ничего ценнее такого приобретения. И не бывает на свете наслаждения выше того которое ты испытал при этом. У тебя родилась любовь к науке а она как и всякая любовь ненасытна значит ты идёшь на новый труд и поиски. Эта любовь иными словами жажда познания тебе запомнить увиденное и услышанное усвоить их и закрепить в своей памяти в ясных образных художественных формах.
Объяснение:
(1)В голубом небе мы видим белое облако, похожее на гористый остров. (2)Ветер в облаке дует не так, как на земле: не с севера или запада, а снизу вверх, как в фонтане. (3)Нагреваясь у поверхности земли, как у дна горячей кастрюли, воздух громадными пузырями летит вверх. (4)Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (5)Чтобы лёд тяжёлой коркой не покрыл самолёт, в наше время используют специальные противообледенительные системы.
Задание 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.
2) Предложение 2 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами.
3) В предложении 3 грамматическая основа — воздух пузырями летит вверх.
4) Предложение 4 — сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
Решение.
Для решения задания необходимо провести синтаксический разбор предложений.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением. – верно, «похожее на гористый остров».
2) Предложение 2 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами. – верно, «как на земле», «как в фонтане».
3) В предложении 3 грамматическая основа — воздух пузырями летит вверх. – неверно, грамматическая основа «воздух летит».
4) Предложение 4 — сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. – неверно, последовательное подчинение придаточных.
5) Предложение 5 сложноподчинённое. – верно.