8
Выполните лексический анализ слова. Подберите синоним к слову СЛУЧАЙ (предложение 11).
Напишите этот синоним.
Прочитайте текст и выполните задания 6—9
(1)В автобусе было душно и очень тесно. (2)Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. (3)Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. (4)А потом началась война. (5)Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. (7)Он вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. (8)Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.
(9)Сейчас это казалось таким далёким, что будто бы и не было совсем этой проклятой войны. (10)Но рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.
(11)Был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и себе. (12)Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), был теплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который бес облокотился о поручень у дверей. (13)Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. (14)«Почему я не уступил ему место?» – этот во терзал его день изо дня. (15)Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.
(16)Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слез обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста, к ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.
(17)Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. (18)Вдруг к нему подошел мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на мое место, я вижу, как Вам тяжело стоять». (19)У старика навернулись слёзы на глаза. (20)Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. (21)Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.
(По Л. В.Боевой*)
*Боевая Лалита Васильевна – учитель начальных классов.
2) копать что? землю. главное-капать
разводить кого? оленей. гланое-разводить.
любить что? книгу. главное-любить.
установить что? аннтену. главное -установить.
печь что? хлеб. главное-печь.
хлеб какой? вкусный. главное -хлеб.
книга какая?интересная. главное -книга.
3) словарный -слов (корень) , арн (суффикс) ,ый (окончание)
кормушка- корм(корень), ушк (суффикс) , а (Окончание) .
олени-олен (корень), и (окончание)
в 3) я не уверена ))
храбрый-храбрец, веселый-веселье, голубой-голубизна, золотое--золото, зеленая-зелень, каменный-камень, грустный-грусть, тяжелая-тяжесть, пушистый-пушок, кудрявая-кудряшка, колючий-колючка, добрые-добро, весеннее-весна.
река Лена, город Караганда, страна Италия, село Кондратьевка, улица Крылова, деревня Малиновка, девочка Лиза, отчество Иванович, фамилия Иванов, собака Шарик, корова Мурка, телёнок Гавриил, кошка Симка.