9 Прочитайте в хрестоматии главу «Абай-ага». Разделите данные вопросы
на «тонкие» и «толстые». Дайте на них ответы. Какие виды СПП вы ис-
пользовали при ответах?
1. Какое событие изображено в главе «Абай-ага» из романа М. Ауэзова
«Путь Абая»?
2. Что вы узнали о сыновьях Абая Акылбае и Магаше?
3. с какими ещё молодыми героями вы познакомились, читая главу
«Абай-ага»?
4. Как бы вы охарактеризовали этих героев?
5. Из-за какого слова возник спор между участниками «поэтического со-
стязания»?
6. Кто оказался прав в этом споре?
7. Как характеризует Абая тот факт, что он смог объяснить молодёжи и
своим друзьям значение слова «шон»?
8. Почему речь заходит о легендарных влюблённых Енлик и Кебеке? Ка-
кие чувства испытывают молодые люди, слушая Абая?
9. Какое задание дал Абай двум молодым поэтам?
10. Как вы думаете, в чём трудность этого задания?
11. Кому выпала честь слагать стихи о большой и трагической любви Ен-
лик и Кебека?
12. Кто из героев главы «Абай-ага» стал вам особенно близок и почему?
13. С какими особенностями поэтической импровизации вы познакомились?
14. Что нового о жизни казахской степи вы узнали, читая главу «Абай-ага»?
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.