А со временем получилось так, что как-то незаметно сдружились Казангап и Едигей с Абуталипом. Умный он был человек. Едигея привлекало в нем то, что Абуталип в своем плачевном положении не был жалок. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. Он не мог не считаться с тем, что есть на свете. Понял, очевидно, человек, что это судьба, выпавшая ему на долю. Жена его Зарипа, должно быть, тоже прониклась этим сознанием. Примирившись внутренне с неизбежностью расплаты, они находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости друг другу. Как понял потом Едигей, этим они жили, этим они защищались, взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Особенно Абуталип. Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. Каждую свободную минуту Абуталип занимался с ними. Он учил их грамоте, сочинял разные сказки, загадки, устраивал какие-то придуманные им игры. Когда они с женой уходили на работу, детишек поначалу оставляли одних в бараке. Но Укубала не смогла на это спокойно смотреть, стала уводить мальчиков к себе. В доме у них было теплее, и быт у них к тому времени сложился гораздо удобней, чем у новоприезжих. Это-то и сблизило их семьи. Ведь у Едигея в те годы тоже подрастали дети, две девчушки, как раз одногодки с абуталиповскими ребятами.
Зайдя как-то за своими малышами после работы на перегоне, Абуталип предложил:
- Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. Я ведь не от нечего делать вожусь с ребятами с этих пор. Они сдружились, вместе играют. Днем у вас, а по вечерам пусть у нас. А почему я говорю так? Жизнь здесь, на отшибе, конечно, скудная, так тем более надо заниматься с ними. Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства. Теперешний вот такой человечек с ноготок должен знать столько, сколько прежде здоровенный парень. А иначе к образованию и не пробьешься.
И опять же смысл тех стараний Абуталипа Буранный Едигей постиг позднее, когда случилась беда. Тогда он понял, что в положении Абуталипа это было единственное, что он мог предпринять собственными усилиями для своих детей в боранлинских условиях. Он как знал, он спешил дать им от себя как можно больше, он как бы хотел таким образом запечатлеться в их памяти, жить заново в своих детях. Вечерами, когда Абуталип приходил с работы, он и Зарипа устраивали нечто вроде школы-детсада для своих и Едигеевых детей. Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. Это оказалось настолько интересным занятием, что и сам Едигей стал захаживать и наблюдать, как все это у них здорово выходило. И Укубала забегала частенько вроде как по делу, а в действительности, чтобы взглянуть на своих девочек. Умилялся Буранный Едигей. Душа его умилялась. Вот что значит образованные люди, учителя! Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. В такие вечера Едигей старался не мешать, тихо сидел в сторонке. А когда приходил, то с порога снимал шапку:
- Добрый вечер! Вот и пятый ученик ваш заявился в детсад.
И дети привыкли к его посещениям. Дочурки его были счастливы. При отце они очень старались. Едигей с Укубалой поочередно топили им печь, чтобы по вечерам в бараке было теплей и уютней для детворы.
Вот такая семья приютилась в том году на Боранлы-Буранном.
13
6. Основная мысль текста:
А) Показать дружбу двух семей
В) Рассказать о силе духа Абуталипа
С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа D) Показать красоту души Едигеяһ
2. Разряды числительных :.
А). Количественные (дробные, собирательные, целые ) и порядковые.
Б). Простые, сложные, составные.
3. Склонение числительных.
А ) Изменение количественных числительных по падежам ( иногда - по рода и числам )
Б) Изменение порядковых числительных по родам, падежам и числам.
4. Синтаксическая роль числительных.
Числительное - часть речи, которая означает порядок, количество предметов при счете. Отвечает на вопросы какой ? сколько?. По значению количественные числительные бывают целыми ( пять, семь), дробными ( две седьмых, пять восьмых) и собирательными ( двое, трое ). По составу - простыми ( два, один корень - дв ), сложными ( восемЬдесят, два корня), составными ( двадцать пять , семьдесят девять ). У дробных количественных числительных две части. Первая ( числитель) изменяется как существительное ( двЕ седьмых, двУХ седьмых), а вторая - как прилагательное ( две седьмЫХ, двум седьмЫМ). Количественные имена числительные изменяются по падежам, имеют род ( два ( м.р.) и две ( ж.р. )). Порядковые имеют род, число, падеж ( пятый ( м.р., ед.ч., им.п.) класс, пятая ( ж.р., ед.ч., им.п.) четверть, пятое ( ср..р., ед.ч., им.п.), пятые ( мн.ч., им.п.) классы). В предложении могут быть разными членами предложения. Пять ( -,подлежащее ) - это число . Нужно подойти к пяти ( , дополнение). В пятом ( ~ определение) классе учится Сергей.
Поэтому, быть самим собой - это раскрывать свою ИНДИВИДУАЛЬНОСЬ, прокладывать свой путь, без стадного рефлекса, но уважая его в других. Быть собой - это непрерывное развитие себя, как личности.
Это трудная наука, общество постоянно давлеет над человеком, искушает соблазнами куда - нибудь свернуть, предоставляет различные верования и концепции. Общество стремиться использовать потребность человека в развитии в свою пользу. Содаются условия для ощущения того, что чего - то не хватает. И для достижения этого "что - то" нужно применять насилие борьбы. Поэтому так сложно быть самим собой и развивать то, что заложено самой природой. А в человека изначально закладывается высшая энергия - энергия ЛЮБВИ. К себе и окружающему миру.