Аклимы получившей письмо все закачалось перед глазами. Четыре года назад ее единственный сын Касым ушел на фронт. Каждый день израненное тревогой сердце матери вздрагивало от всякой весточки с фронта… Два года назад пришла о сыне последняя весть - извещение о смерти Касыма. До сих пор оно хранилось на дне сундучка, и до сих пор надежда не переставала стучаться в сердце матери: "Вернется, придет, живой..." И вот пришел почтальон, принес письмо. Письмо с грифом полевой почты.
- Нурила! Милая! Иди сюда скорее! - крикнула Аклима, выбегая на террасу.
В те дни люди быстро сближались друг с другом. Бывало, что одна ночь роднила их на всю жизнь. Аклима подружилась со своей молодой соседкой недавно, у них нашлись общие интересы, они друг другу.
Как только Нурила выбежала на террасу, увидела растерянное лицо Аклимы и письмо в ее руке, она все поняла и, ни о чем не спрашивая, ловко перескочила через барьерчик, разделявший террасу на две половины.
Ее белоснежное лицо заалело легким румянцем, а губы, свежие, как бутон только что приоткрывшейся розы, приветливо улыбались. Она взяла из рук Аклимы письмо.
- Только, чур, не плакать! - проговорила она.- А то и читать не стану... Это же радость, апа!
Она заставила Аклиму улыбнуться, но, прочитав слова "истосковался по тебе", запнулась, у нее от волнения задрожали руки. Голубая жилка на шее затрепетала, и слезы затуманили прекрасные черные глаза. Безмерная тоска солдата бушевала в письме, подобно бурному, ниспадающему с высоты водопаду. Для выражения чувств он находил такие слова, что Нурила не в силах была читать вслух письмо.
Она пробежала глазами первую страницу.
- "Мама. Первое свое письмо я послал на станцию Агадырь. Думал, что ты уже вернулась туда... Но я рад, что ты в Караганде..."
- Подожди, подожди! - растерялась Аклима. - Какая станция? Какой Агадырь?
Нурила продолжала читать.
- "Мама, ты, конечно, спросишь, почему так? Об этом я расскажу тебе после. Сейчас слушай, мама".
Аклима слушала. Она впитывала в себя каждое слово письма, каждую интонацию в голосе Нурилы, следила за каждым движением девушки. Глаза Аклимы еще не потерявшие своей былой привлекательности отражали все ее чувства и мысли. Эти глаза то теплели от любви к сыну, то расширялись от страха за него, то жмурились от облегчения.
Поставьте пропущенные знаки препинания в выделенных предложениях. Объясните условия выбора запятых (В тексте).
3. Найдите и подчеркните причастные обороты в предложении. Замените, где возможно, причастный оборот синонимическими конструкциями (В тексте).
Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора". Чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки автор использует контекстные синонимы-"пела" - "выла". В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце - "золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная." Удивительная метафора: "… от всей её наружности веет благородством". Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом! Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: "Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий". Слова "рыжий" - "золотой" употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку "золотой", повествователь подчёркивает, что она расцвела; ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников, раскрылось во всей красе. А говоря, что "рыжие" они, "весь класс рыжий" рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали, смеялись над ее пением. Они, глупые школьники не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный "цвет" каждого.
Объяснение: