.Цель урока: на уроке ты познакомишься с творчество И.А. Крылова и научишься понимать термины: басня, литературное направление, комедия, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора. 2.Тезисный конспект урока.
1) Прочитать статью учебника стр 134 – 136.
2) Слово об авторе:
Путь Ивана Андреевича Крылова к народной славе был непрост. Родился он в Москве в бедной дворянской семье. По тогдашнему обычаю учился он дома “русской грамоте, правилам арифметики и молитвам”. Воспитанием сына занималась мать, она приобщила его к чтению. Отец Крылова был бедным армейским офицером. Он рано умер, оставив в наследство детям лишь сундук с книгами. В девятилетнем возрасте мальчик вынужден был поступить на службу, работал в суде, переписывая документы и разнося пакеты. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже попробовал сочинять. Стремление к образованию было настолько сильным, что он самостоятельно выучил языки, математику и стал высокообразованным для своего времени человеком.
3) Анализ басни Ивана Андреевича Крылова "Волк и ягненок"
Прочти басню стр 137-138.
- В какое время и где происходят события басни?
- Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец? В чем своеобразие басенных персонажей Крылова?
- Сопоставьте интонации Волка и Ягненка. Как в содержании реплик и интонациях Волка проявляется несоответствие его тона реальному положению?
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ:
Интонационный рисунок речи Волка:
наглец→голову сорву→негодный→вы все мне зла хотите→молчи, щенок!
(Интонация раздражения, поучения, сдержанного гнева, ярости.)
Интонационный рисунок речи Ягненка:
светлейший Волк→осмелюсь я донесть→от Светлости его→гневаться напрасно он изволит→помилуй→Ах, я в чем виноват?
(Интонация страха, смирения, отчаяния, обреченности.)
- Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес Ягненка?
- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?
- В басне персонажи изначально занимают разное положение в жизни: один - господин, другой - слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью.
В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Здесь речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Это конфликт неравенства: власти и зависимости.
3. Выполни задание:
Задание 1. Словарная работа. Запись толкований терминов в рабочую тетрадь:
Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Приведем примеры аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Мораль басни - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Эзопов язык – язык иносказаний.
Задание 2. Допишите определения:
Иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла) называется .
Нравоучительный смысл басен, заключенный в нескольких строчках в начале и конце произведений, называется .
Например: все-таки, кое-где, что-либо
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно.
Например: полуботинки, полустанок.
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов;
Например: мало-помалу, тихо-мирно
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и;
Например: по-старому, по-летнему, по-дружески
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых.
Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета:
Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных
Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества
Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико
Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
- между частями которых можно поставить сочинительный союз и.
Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний
Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно
Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов
Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной
Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия
Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения
Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.
Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую.
различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи;
Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог.
Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:
напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
7. Правописание предлогов
Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
- союз зато (по значению близок союзу но)
Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за.
Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
- союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и).
Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то.
Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запечеными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
- союз чтобы (имеет значение цели)
Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы
Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
1. Был бы друг - найдётся и досуг
Я это понимаю так: если у вас есть друг, то у вас всегда найдётся, что делать вместе - хотя бы молча посидеть рядом.
Друг - подчёркиваем "г" орфограмма "парные звонкие и глухие согласные"
2. В зимний холод всякий молод
Я это понимаю так: в сильный мороз для того, чтобы согреться, нужно быстро двигаться несмотря на возраст.
Холод - подчёркиваем букву "д" орфограмма "парные звонкие и глухие согласные"
Молод - подчёркиваем букву "д" орфограмма "парные звонкие и глухие согласные"