ЧТЕНИЕ Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему:
Правительство Республики Казахстан выделяет много средств на агитацию здорового образа жизни и здорового питания. Однако каждый человек сам должен прийти к выводу о важности здорового и сбалансированного питания в его жизни. Для этого необходимо, в первую очередь, заняться подробным изучением этого вопроса, познакомиться с пирамидой питания, выяснив основные принципы сбалансированного питания. Нужно помнить и о том, что вода очень важна для организма, поэтому каждому человеку необходимо выпивать достаточное количество чистой питьевой воды в течение дня. Для сохранения здоровья стоит ограничить употребление в пищу жирных, жареных, мучных и сладких продуктов. При выборе продуктов нужно отдавать предпочтение свежим овощам и фруктам, а молочную и мясную продукцию приобретать только в проверенных местах. Суточный рацион человека должен быть разнообразным и сбалансированным и включать в себя крупы, мясо, овощи и фрукты.
1. Определите основную мысль текста. (1Б)
2. Выпишите 2-3 глагола и составьте с ними предложения, где эти глаголы будут в повелительном наклонении. (1б)
3. Укажите значение, форму глагола, подчеркните его как член предложения (1Б)
Задание 2. Составьте с данными безличными глаголами предложения.
Не сидится, недоставало (микроэлементов), пахнет, тянуло.(1Б)
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора буквы н и нн в суффиксах страдательных причастий. (1Б)
Варе...ые овощи, сваре...ая курица, запече...ое в духовке мясо, недоставле...ая почта, соле...ые огурцы, недосоле...ый салат, количество участников ограниче...о, зарегистрирова...ые участники проекта, проведе...ый эксперимент, вовлече...ые в проект учащиеся.
II. ПИСЬМО
Задание 3. По началу предложенного текста допишите запись в блоге о каком-либо полезном продукте. (Объём работы 100-120 слов, соблюдая нормы русской орфографии и пунктуации) (10Б)
Сегодня я хочу вам рассказать о…. . Многие незаслуженно забывают об этом продукте, хотя он очень полезный. Он содержит ….. Из него можно приготовить множество блюд, например,… . Хочу поделиться с вами своим любимым рецептом:…. . Вот так просто — и вкусное, ароматное, питательное блюдо готово! Я думаю, узнав о….., вы обязательно включите его в свой рацион. Приятного аппетита и будьте здоровы! …….
ПтичЬе (синим карандашом) щебетанЬе (синим карандашом).
ТиканЬе (синим карандашом) капели.
Всходит утро раннее
Первого апреля.
В этот денЬ (желтым карандашом) улыбчивый
ЖитЬ (желтым карандашом) без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
ВспылЬчивый (желтым карандашом) забывчивый,
Хмурый неуживчивый
БерегисЬ (желтым карандашом) подвоха!
улыбЧИВый
обидЧИВый
вспыльЧИВый
забывЧИВый
неуживЧИВый
Какой общий суффикс в остальных словах: ЧИВ.
Основы слов какой части речи дали жизнь этим словам?
Глагол.
Напиши глагол, от основы которого было образовано третье слово.
Вспыльчивый – вспылить (основа слова вспыл).Часто осенью ( это все обстоятельство) я( подлежайщие ) пристально ( обстоятельство выраженнлк наречием) следил( сказуемое) за( предог) опадающими ( определение) листьями( дополнение) чтобы( союз) поймать ( дополнение) ту( дополнение) незаметную ( прилагательнле) долю ( дополнение) секцнды( дополнение) когда( союз) лист( подл) отделается ( гл) от ветки( дополнение) и ( союз) начинает ( дополнение) падать ( тоже дополнение) на змелю( обстоятельство)