Чтение Задание 2 Прочитайте текст. На войне и учитель становится бойцом…
Двадцать второго октября немцы окружили батальон Лысенко плотным кольцом, — продолжал свой рассказ генерал, показывая острием карандаша синее кольцо неправильной формы на карте вокруг Осташева. — Я тогда только спохватился за ум, но уже было поздно...Командир полка полковник Капров, после тяжелых отступательных боев в районе совхоза «Булычево», на промежуточных рубежах в районе деревень Игнатово, Фодосино, Княжево и других, не сумел, вернее, не имел возможности своевременно оказать капитану Лысенко.
Генерал Панфилов, узнав, что батальон окружен плотным кольцом, бросил на выручку то, что у
него было под рукой, сформировав отряд в сто человек под командой лейтенанта Каюма Гарипова.
Гарипов не смог прорваться к Осташеву. Отряд гранатами подбил семь вражеских танков и почти весь погиб в рукопашном бою. Из отряда вернулось только шесть человек раненых. Победа досталась нелегкой ценой…
Я вспомнил лейтенанта Гарипова — командира роты третьего батальона нашего Талгарского полка. .На него я обратил внимание еще на берегу горной речушки Талгарки на нашем полковом стрельбище. Этот смуглый татарин, среднего роста, в неподогнанном новом обмундировании, неловко заложив большой палец за плечевой ремень портупеи, ходил на огневом рубеже, щурясь от яркого солнца.
На нем все сияло. Но военный костюм был для него до того непривычным, что Гарипов, казалось, не знал, что делать в своем одеянии. Своим людям он приказывал неуверенно, не командовал ими, а как бы уговаривал, приглашая жестом руки, вступая с подчиненными в долгие разговоры, убеждая их в чем-то. Смена из его роты задерживала нам стрельбу.
— Товарищ лейтенант, ко мне! — приказал я
Подойдя ко мне, Гарипов неловко приложил руку к съехавшей на затылок пилотке и мягким голосом доложил:
— Я вас слушаю, товарищ старший лейтенант.
Мои замечания он слушал, смущенно мигая добрыми карими глазами, и на его веснушчатом
продолговатом лице выступил пот.
- Если вы, товарищ лейтенант, будете так нянчиться с людьми, то вы ничему не научите свою роту за это время. Надо требовать, а не уговаривать...
- У меня пока не выходит, товарищ старший лейтенант, — бес , но честно признался Гарипов и жалобно добавил. — Я на людей не умею кричать. Я педагог, товарищ комбат.
Тут я узнал, что Гарипов пять лет назад окончил педагогический институт и все время до войны был учителем в средней школе... Путь к победе был тяжелым и долгим…
Задания к тексту.
1. Найдите предложение, передающее основную мысль текста.
2. Поясните главную мысль текста своими словами. Приведите один аргумент из текста.
3.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их (простой план).
4.Определите жанр текста. Укажите его признаки.
5.Выпишите из текста художественно-изобразительные средства (2-3).
Призывы Центрального Комитета Коммунистической партии отдать все силы для защиты Отечества и организации победы над врагом, широко развернутая партийно-политическая работа на фронте и в тылу укрепляли в сознании советских людей веру в свои силы, в непобедимость Советского государства.
Традиционное торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся 6 ноября 1941 г., посвященное 24-й годовщине Октября, и парад войск на Красной площади 7 ноября явились выражением уверенности советских руководителей в судьбе столицы. 7 ноября с трибуны Мавзолея В. И. Ленина прозвучали вдохновляющие слова И. В. Сталина, обращенные к участникам парада: «На вас смотрит весь мир, как на силу уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»