- Какую роль в портретных описаниях отца играют детали: мимика, жест?
- Выпишите детали-жесты.
- Раскройте их психологический смысл. Как через них проявляется отношение автора к главному герою?
- Выпишите детали-вещи сына.
- Как они характеризуют мальчика и отцовскую любовь к нему?
- Сравните описание внешнего и внутреннего флигеля и дома.
- Как они соотносятся?
- Чьими глазами мы видим эти надо
Многозначные слова
Когда слово имеет очень много омонимов (многозначное слово), то происходят разные интересные вещи, часто неприятные.
Во-первых, мозг вынужден работать интенсивнее, чтобы проверить все варианты. Что будет, если мозг попытается успеть проверить все варианты и сделает это? Тогда он будет быстрее утомляться, будет больше времени тратить на понимание слов и меньше - на их обдумывание. Когда лектор злоупотребляет многозначными словами, студенты начинают "плыть": вроде бы все слова понятны, вроде бы смысл сказанного ясен, но по окончании лекции на интереснейшую тему нет никаких вопросов. А они и не могли возникнуть: не было на это времени. После такой лекции студент будет ответить только на те вопросы, которые очень похожи на задачи, затронутые в лекции. А что-то слегка нестандартное поставит его в тупик. Ведь у него не было времени разложить услышанное в памяти "по полочкам".
Во-вторых, мозг может пропускать такие слова. Ясно, что ничего хорошего из этого не выйдет. Часть информации, предназначенная слушателю, уйдет в пустоту.
В-третьих, такое слово может оказаться неправильно распознанным. Хорошо, если вскоре после этого придет слово, которое сразу укажет на ошибку. Например: "У нас на дворе рос небольшой тополь. Когда стволом (предполагается ствол тополя)... танка (нет! это был ствол оружия!) его поломало...". Часто бывает, что ошибка оказывается нераспознанной и собеседники некоторое время не могут понять друг друга. Мы еще вернемся к этой ситуации, когда будем говорить об аморфных терминах.
В-четвертых, самая неприятная ситуация. Слово оказывается нераспознанным вовсе. Остается несколько вариантов и все они более или менее подходят по контексту. Человек оставляет распознавание слова "на потом". Может быть, вскоре контекст изменится так, что только одно значение будет подходить по смыслу. Если же это не произойдет в самом ближайшем будущем, то слово, скорее всего, будет забыто и пропущено. Попытка же удерживать такие слова в памяти опять-таки перегружает мозг и рассеивает внимание.
А теперь представьте себе, что многозначное слово используется в определении. Очень часто с определений начинается изложение какой-то новой мысли или темы. То есть контекста почти никакого нет, новый контекст как раз сейчас только начинает создаваться. А тут приходит многозначное слово. Чем хуже определен контекст, тем меньше в нем элементов, с которыми можно сопоставить слово. Слово оказывается пустым, а определение - неточным.
Не менее важны те изменения, которые внесла в язык политика. Сколько слов появилось благодаря вовлеченности людей в политическую жизнь. Плюрализм, интеграция, альтернатива - это лишь малая толика того, что внесла политика в языковой состав.
Пользователи интернета породили свой особый язык, он полон сокращений и специфических слов: админ, "мыло", "аська" и т.д. Эти слова прочно вошли в лексикон миллионов!
Еще один постоянный "пополнитель" словарного состава языка - это молодое поколение с его особой субкультурой. Оно постоянно изменяет язык, и никто не посмеет с этим не согласиться! Другой вопрос, насколько качественны эти изменения и дополнения... Сленг, особые коммуникативные словечки, которые зачастую понятны только внутри молодежной субкультуры - всё это изменяет языковой состав, дополняя его всё новыми и новыми словесными оборотами.
Поэтому прав был академик Виноградов, говоря об изменчивости словаря современного человека. Он меняется так же быстро, как и сама жизнь вокруг...