Контрольная работа по орфографии 6 класс
Вариант 1.
ЧАСТЬ А. Выберите правильный вариант ответа и укажите его букву.
1. В каком случае неправильно объяснение выбора орфограммы ведет к орфографической ошибке?
1. г..реть – в корне пишется а, проверочное слово гарь
2. пр..кратить – приставка пре-, близка по значению к пере- (перестать)
3. пред..стория – после приставки на согласный пишется Ы, если слово без приставки начинается с И
4. к..снулась – в корне кос- пишется О, так как дальше нет суффикса –А-
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1. пр..огромный, пр..вокзальный, пр..помнить
2. пр..пятствие, пр..одолеть, пр..творить мечту
3. пр..зирать ложь, пр..гласить, пр..городный
4. пр..быть в город, пр..своить, пр..подаватель
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е:
1. приб…ру, уб…рать, выж…гать,
2. выт…рает, заж…гательный, ум…рать;
3. уп…раясь. выч…тать, д…рется;
4. ум…реть, забл…стел, расст…лить.
4. В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?
1. р..сли, подг..рела, обж..гать
2. Ук.зательный, з..ренька, прик..новение
3. уд..вительный, з..ревать, обм..кнуть
4. подск..чил, бл..стательный, д..лина
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. св...рливый, застр...ховаться, разг...раться
2. возр...стной, отр...сль, родон...чальник
3. разг...дать, неосп...римый, гориз...нтальный
4. раст...чительный, соприк...саясь, утв...рь
6. Отметьте слово, в котором пишется А:
1. з…ренька
2. прил…гать
3. р…сток
4. заг…реть.
7. Отметьте слово, в котором пишется С:
1. в..бирается
2. бе…полезный
3. сма…ка
4. и…бавиться.
8. Отметьте слово, в котором пишется Е:
1. на собрани…
2. у речк…
3. на опушк…
4. к площад…
9. Отметьте слово, в котором пишется И:
1. пиш..шь
2. лета…т
3. расстила…тся
4. ненавид…т.
10. Отметьте слово, в котором пишется буква И после Ц:
1. ц…ган
2. куц…й
3. лисиц..н
4. акац…я
11. Отметьте слово, в котором пишется Ё:
1. ш…рох
2. ч…лка
3. шалаш…м
4. снеж..к
12. Отметьте слово, в котором пишется О:
1. камыш…вый
2. груш…вый
3. свеж…го
4. куниц..й
13. Отметьте слово, в котором пишется Ь:
1. пахуч…
2. рож…
3. шалаш…
4. грош..
14. Частица НЕ пишется раздельно со словом:
1. (не)вежа
2. (не)счастье
3. (не)мог
4. (не)правда
15. Суффикс –СК- пишется в слове:
1. ткац…ий
2. матрос…ий
3. дерз…ий
4. рыбац..ий
ЧАСТЬ В. Прочитайте текст и выполните задания 16—19.
(1) Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. (2)0н взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
(3) По дороге ему казалось, что все на него оглядываются.
(4) Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову.
(5) Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:
— (6) Это тебе.
— (7) Ой, как красиво! (8) Большое
(9) А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (10) Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— (11) Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— (12) Это мне Витя подарил, — сказала Лена.
(13) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:
— (14)Витька водится с девчонками!
(15) Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою безграничную досаду и обиду. (16)Он негодовал, почти плакал. (17) Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол.
— (18) Ненавижу эти цветы!
1. Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых есть безударный суффикс глагола несовершенного вида.
2. Из предложений 15-17 выпишите слово, которое пишется с НЕ слитно, потому что без НЕ не употребляется.
3. Из предложений 11-16 выпишите существительное, которое с НЕ пишется слитно, так как существительное можно заменить синонимом без НЕ; в предложении нет противопоставления с союзом А. Укажите синоним.
4. Найдите в тексте слово с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова», выпишите его, обозначьте орфограмму.
ЧАСТЬ С.
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Почему Витя не хотел нести мимозы в школу?»
Каждый человек с самого раннего возраста имеет дело с таким понятием, как забота. Поначалу это качество проявляется через общение с родителями, когда малыш совсем еще не умеет говорить. Со временем происходит осознание чего-то очень важного, нежного, того, что положительно влияет на душу. Оно связано с извне. Это и есть знакомство со словом «забота».
Забота – это участие человека в жизни тех, с кем находится рядом. В этом случае можно говорить и о действиях по отношению к животным, детям, родителям и даже незнакомым людям в некоторых случаях. Наиболее яркой характеристикой этого понятия является отсутствие мыслей о наживе, собственной выгоде. Бескорыстный поступок направлен, как правило, на кому-либо, создание благоприятных условий. При этом нуждающийся человек или животное должны ощущать проявление заботы в виде физического ухода или положительного мысленного влияния.
Противоположными понятиями заботе являются непонимание, эгоизм, которые разрушают внутренний мир людей. В то время как забота является для многих призванием, так как от одиночества, наполняет душу радостью от исполнения добрых дел. Качество соткано из многочисленных положительных характеристик. К ним относятся желание дарить тепло, идти навстречу по зову сердца, а не из-за выгоды, желание видеть окружающих с улыбкой на лице, дружить. То же самое происходит и между животными. Наблюдения за ними не редко приводят к восторгу. Это можно наблюдать и на страницах книги Р. Киплинга «Книга Джунглей», в которой многие животные выстраивают отношения на основе преданности, взаимопонимания и заботе друг о друге. В реальном мире каждое живое существо стремится к тому, чтобы вывести потомство, прикладывая к этому немало усилий. Чтобы ребенок, детеныш животного вырос достойным и сильным в этом мире, необходимо окружить их такой заботой, чтобы в будущем они смогли быть самостоятельными, сильными и чувствовали всегда поддержку рядом.
Неискренняя забота не может принести пользу нуждающемуся, так как рано или поздно будет разоблачена. Посещение больного сестры от злой собаки и многие другие жизненные примеры являются неотъемлемой частью нашей жизни. Но каждое из действий, направленных на участие в ситуации, должно быть искренним и выражать заботу.
Таким образом, тот человек, рядом с которым есть заботливые руки, по-настоящему счастлив. Ведь он имеет защиту, понимание со стороны, надежную опору. Но главное, что забота – это одно из проявлений любви к близким, от которой идет тепло и искренность.
Источник: Сочинение на тему Забота (Что такое забота)