Задание: Запиши загадки, раскрывая скобки и вставляя недостающие буквы. 1) Что в гору не вкатить, в решете не удержать и в руках не унести. ОТВЕТ: ВОДА. Орфограмма: не с глаголами пишется отдельно.
2) И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберет. ОТВЕТ: ИНЕЙ. Орфограммы: 1) парные согласные: снег (снега), лёд (льда); безударная гласная: деревья (дерево).
3) Не вода, не суша - на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. ОТВЕТ: БОЛОТО. Орфограммы: 1) безударная гласная: вода (воды), ногами (ноги); 2) парная согласная: лодка (лодочка); не с глаголами пишется раздельно.
Задание: Выпиши словосочетания из последнего предложения. Составь их схемы. не уплывешь (х, главное слово) → на чём? → на лодке (зависимое слово) не пройдёшь (х, главное слово) → чем? → ногами (зависимое слово).
Задание: Определи число и род имен существительных. 1) Что в гору (ед.ч., в.п.) не вкатить, в решете (ед.ч., п.п.) не удержать и в руках (мн.ч., п.п.) не унести. 2) И не снег (ед.ч., и.п.), и не лёд (ед.ч., и.п.), а серебром (ед.ч., т.п.) деревья (мн.ч., в.п.) уберёт. 3) Не вода (ед.ч., и.п.), не суша (ед.ч., и.п.) - на лодке (ед.ч., п.п.) не уплывешь и ногами (мн.ч., т.п.) не пройдешь.
1. Лесник вывел нас на огромную поляну и, хотя уже был поздний час, показал звероферму. (уступительный)
2. Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (следственный)
4. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (изъяснительный)
5. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
6. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить её.
7. Здесь, где на чёрных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть
8. Отец спросил её, чем она намерена заниматься.
9. Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала и мужа. (целевой)
10. Теперь, когда всё было кончено, не имело смысла сердиться. (временной)
11. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом. (уступительный)
12. В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
13. Уместно будет напомнить, что язык создается народом. (изъяснительный)
14. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. (целевой)
15. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады. (причинный)
В некоторых предложениях есть слова, выполняющие роль союзного слова, но при этом сохраняющие признаки своей части речи, поэтому я их выделять не стала.
1) Что в гору не вкатить, в решете не удержать и в руках не унести.
ОТВЕТ: ВОДА.
Орфограмма: не с глаголами пишется отдельно.
2) И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберет.
ОТВЕТ: ИНЕЙ.
Орфограммы: 1) парные согласные: снег (снега), лёд (льда); безударная гласная: деревья (дерево).
3) Не вода, не суша - на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.
ОТВЕТ: БОЛОТО.
Орфограммы: 1) безударная гласная: вода (воды), ногами (ноги); 2) парная согласная: лодка (лодочка); не с глаголами пишется раздельно.
Задание: Выпиши словосочетания из последнего предложения. Составь их схемы.
не уплывешь (х, главное слово) → на чём? → на лодке (зависимое слово)
не пройдёшь (х, главное слово) → чем? → ногами (зависимое слово).
Задание: Определи число и род имен существительных.
1) Что в гору (ед.ч., в.п.) не вкатить, в решете (ед.ч., п.п.) не удержать и в руках (мн.ч., п.п.) не унести.
2) И не снег (ед.ч., и.п.), и не лёд (ед.ч., и.п.), а серебром (ед.ч., т.п.) деревья (мн.ч., в.п.) уберёт.
3) Не вода (ед.ч., и.п.), не суша (ед.ч., и.п.) - на лодке (ед.ч., п.п.) не уплывешь и ногами (мн.ч., т.п.) не пройдешь.
1. Лесник вывел нас на огромную поляну и, хотя уже был поздний час, показал звероферму. (уступительный)
2. Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (следственный)
4. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (изъяснительный)
5. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
6. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить её.
7. Здесь, где на чёрных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть
8. Отец спросил её, чем она намерена заниматься.
9. Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала и мужа. (целевой)
10. Теперь, когда всё было кончено, не имело смысла сердиться. (временной)
11. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом. (уступительный)
12. В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
13. Уместно будет напомнить, что язык создается народом. (изъяснительный)
14. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. (целевой)
15. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады. (причинный)
В некоторых предложениях есть слова, выполняющие роль союзного слова, но при этом сохраняющие признаки своей части речи, поэтому я их выделять не стала.