В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География

ОЧЕНЬ Текст 1.

А. Прочитать текст. Курсивным жирным шрифтом с подчеркиванием выделены деепричастные обороты, а обычным жирным – причастные обороты и причастия.

Обратить внимание на выделенные части предложений. Определить часть речи в обороте (причастие, деепричастие), определить слово, от которого причастие, деепричастие образовано.

Бортничество – древний промысел на Руси. Бортниками называли людей, занимавшихся сбором «дикого» меда. В сезон сбора меда они уходили в лес и искали ульи диких пчел, располагавшиеся на деревьях. Занятие это передавалось по наследству от отца к сыну, и у каждой семьи были отмечены «свои» деревья.

Дело это было не Дикие пчелы, защищая свой улей, могли стать причиной гибели бортника. Кроме того, у каждого сборщика меда в лесу всегда есть конкурент – медведь.

Как же отбирали мед у пчел? Подкравшийся к улью человек окуривал дымом жилище насекомых, и те становились вялыми и не к защите. Но все-таки несколько пчел, обороняясь, успевали укусить бортника.

Собирая мед, бортники не разрушали улей до конца. И когда пчелы приходили в себя, они имели возможность достроить свое жилище, не перебираясь в другое место. И через какое-то время бортник мог опять вернуться к примеченному улью и опять собрать мед.

1. Спишите текст, выделив причастные и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Самостоятельно сконструируйте предложения, используя причастные и деепричастные обороты:

1.Бортниками называли людей,………………………………………….

…,собиравших мед диких пчел.

…, добывавших мед из ульев диких пчел.

…, занимавшихся поиском «дикого» меда в лесу.

…., ищущих в лесу ульи диких медоносных пчел.

2. Дикие пчелы, ……………… …….., могли стать причиной гибели бортника.

, обороняющие свое жилище,

,собирающиеся в рой для защиты улья,

, нападающие и жалящие,

, охраняющие улей,

3.……………………………человек окуривал дымом жилище насекомых.

Подкравшийся к жилищу пчел….

Спрятавшийся от пчел…..

Нашедший улей диких пчел…

Подошедший к примеченному месту…

4. Но все-таки несколько пчел, ……………, успевали укусить бортника.

,защищаясь,

,подлетая,

, жаля со всех сторон,

, не поддавшись окуриванию,

5.……………………., бортники не разрушали улей до конца.

Забирая мед,

Найдя мед,

Вытащив мед,

Собрав нужное количество меда,

6. Когда пчелы очнутся, они достроят свое жилище,…………………………...

… ,оставаясь на прежнем месте.

… ,не оставляя прежнее.

… , не покидая привычное место.

…, не приступая к строительству нового.

В. Проверочный диктант. Проверьте составленные предложения:

Предложения с причастными и деепричастными оборотами аналогичны.

Бортники – это люди, занимавшиеся поиском дикого меда. Бортники – это вовсе не пчеловоды, устанавливающие ульи и ухаживающие за медоносными насекомыми.

Все свое свободное время они ходили по лесу и примечали ульи диких пчел, располагавшиеся на деревьях. В сезон сбора меда бортники возвращались к этим деревьям и приступали к сбору меда.

Как же они это делали? Спрятавшийся от пчел человек окуривал насекомых дымом. Они становились вялыми, и бортник мог спокойно собрать нужное количество меда. Собирая мед, сборщик не разрушал улей до конца. И насекомые, очнувшись, могли достроить свое жилище. А в следующий сезон сбора меда бортник, возвратясь к этому улью, собирал снова этот драгоценный продукт.

Показать ответ
Ответ:
marinaovechkina
marinaovechkina
01.03.2023 23:55

ответ:   Приставка про- употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (профашист). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия сквозь что-либо (проломать); б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (проплыть); в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (пролезть); г) доведение действия до нужного предела (прочитать).

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Ответ:
QwertyMia
QwertyMia
13.11.2020 06:41

Объяснение:

1)Меня часто спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям. (2)Я говорю: – Потому что море я полюбил в детстве. (3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю. (4)Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку. (11)На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган». (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня – надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». (19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…

1

Москва, 2020

(21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь. – (22)Кнабель, это ты стырил книгу? – (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил. – (24)Ну, только выйди, – нехорошим голосом предупредил Лёшка. (25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал: – Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть. (27)А эту читай ещё, если охота… (28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне… (По В.П. Крапивину*)

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота